Главное
Культура, 23 марта, 18:00

Хабаровская артистка Зося Макашина отмечена за вклад в искусство

Больше 50 лет она преданно служит театру и зрителю

 Хабаровская артистка Зося Макашина отмечена за вклад в искусство
Фото: Хабаровский музыкальный театр
Победителям ежегодного краевого конкурса театральных коллективов вручены премии, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края», преданность театру и своим зрителям награждена актриса Хабаровского музыкального театра заслуженная артистка России Зося Макашина.

Вся ее жизнь – театр. Представить только, больше полувека на одной сцене! Все, кто любят оперетту, ее обожали, ходили на ее спектакли по многу раз, потому что всякий раз она звучала по-новому. Теперь у нее другие роли.

Девочка, которая поет

Родилась Зося в Клайпеде сразу после войны. Родители ее воевали, мама – радисткой. О том, какие сведения она передавала, не рассказывала и спустя много лет. Получила ранение. Отец был водителем. Познакомились они на войне, а поженились, когда все кончилось. Еще какое-то время отец служил в Новосибирске, а когда демобилизовался, они поехали жить в деревню в Алтайский край.
Время послевоенное, голодное. Помогать некому. Мать – москвичка, из детдома. Долго искала свою семью, но так и не нашла. А потому у Зоси не было ни бабушек, ни дедушек.
Петь Зося начала, когда еще не умела ходить. Потом пела в школьной самодеятельности. От природы у нее сильный голос.
Смеется: – Легкие хорошие! На молоке да на целебном алтайском воздухе выросла.
После школы крестная пригласила девушку в Иркутск, так она оказалась в Иркутской оперетте. Работала три года в хоре. А тут в город приехала концертная бригада из Риги, им нужна была солистка. Девушку послушали и взяли. И они сразу же поехали в Благовещенск с эстрадными концертами.

Бригаде нужны были спортсмены – тогда модно было показывать разные жанры. Одним из них оказался молодой парень по фамилии Макашин, он только отслужил в армии. Они стали встречаться. Потом поженились и Зося поехала в Хабаровск: тут жили родственники мужа. А он сам еще три месяца гастролировал по Дальнему Востоку, в том числе с Муслимом Магомаевым.

В тогдашнем театре оперетты, а располагался он в здании нынешней филармонии, девушку поначалу тоже определили в хор. Но скоро ее услышали. Так началась ее сольная карьера.
Первая большая роль – старуха в «Цыганском бароне», а ей всего 21 год. Помнит, как ей приделывали нос, накладывали грим, как она входила в образ. Впрочем, чаще она блистала своими достоинствами молодой красивой девушки. В одном из спектаклей Зося выходила на сцену в длинном пальто. В какой-то момент она снимала его и оставалась в коротенькой юбке. Зал взрывался аплодисментами.
Вспоминает, что она всегда много работала. Ее самой большой удачей стала роль Сильвы в одноименной оперетте. Пела она ее на протяжении 20 лет. А еще несравненная Кармен. И всякий раз она звучала по-особенному, в зависимости от настроения, погоды, состояния зрительного зала.
– Каждый спектакль – волнение: зазвучит голос, не зазвучит, – говорит Зося Макашина. – А у меня все главные роли. В «Сильве» много высоких нот, их надо взять. Вообще в оперетте приходится много разговаривать, от чего голос садится. А беречь голос, значит беречь себя для театра. Всю жизнь, даже если у меня маленькая роль, за три часа до начала спектакля я уже в гримерке. Иду на сцену, ноги дрожат, но стоит увидеть зрителей и все проходит. Я в своей стихии!
– Оперетта при всей ее легкости и искрометности – большой труд, – продолжает Зося Макашина. – С акустикой у нас в зале не очень. Чтобы пробиться к слушателю в последних рядах, надо напрягать голос. А в классике никаких микрофонов! Мои поклонники, с которыми мы вместе все эти годы, говорили, что хотят слышать живой голос, как он есть. И я не могла обмануть их ожидания.

А голос у нее завораживающий. На гастролях в Ленинграде ее пригласили остаться и петь в оперном театре. Пришли режиссер с дирижером, стали говорить, что хотели бы слышать ее у себя. Все будет хорошо, уверяли они. Правда, с квартирами пока плоховато, у нас заслуженные артисты живут в общежитии, извинялись гости. Может быть, потом станет лучше.
– Тут выходит наш директор и говорит: как это наша ведущая солистка будет жить в общежитии? – вспоминает Зося Макашина. – У нее в центре Хабаровска квартира. И действительно, после гастролей мне вручили ключи. Посмотрели: хоромы! Радости столько, мы же все время по съемным квартирам кочевали.
Были ли сомнения? Все-таки Ленинград! Говорит: нет. Человек она постоянный, любит свой театр, публику. Куда ехать? Многие удивлялись, как не воспользоваться шансом и не зацепиться за Ленинград? Зося Макашина признается, она отлично понимала: начинать в столичном городе – значит уметь за себя постоять, а она по натуре человек, который не умеет толкаться локтями. Ей чужды интриги, зависть. Она никогда никого не предавала. А еще она не врет. И ей стыдно за тех, кто это делает.

Столицы тогда не казались столь далекими. Солистку награждали за талант и трудолюбие прекрасными поездками. Ее могли отправить в Москву с бесплатными билетами в Большой театр.

Кем она только не была на сцене! Императрицей, графиней, простой девушкой. Столько роскошных платьев и костюмов шили специально для нее. Ослепительные банты, украшения, шляпы! И все это удивительно сочеталось с ее природной статью и внутренним достоинством. Сил хватало на все. Она могла бы играть три спектакля в день – столько было в ней энергии и куража!
– Уходили в отпуск на два месяца, а я не могла дождаться, когда уже наконец начнется сезон: репетиции, спектакли, – говорит Зося Макашина, – привычная жизнь.
Невыносимая легкость бытия
Вся ее жизнь прошла на сцене. Она даже дважды ломала ногу во время спектакля.
– Идет «Свадьба в Малиновке», – вспоминает артистка. – Мой партнер неосторожно толкнул меня, и мы падаем. Слышу что-то хрустнуло. Ползу за кулисы. Зрители смеются, аплодируют, им и в голову не пришло, что случилось на самом деле. А у меня пронзительная боль. Вызвали скорую, мне сделали несколько уколов, и я продолжила спектакль. Вот такая невыносимая легкость бытия!
Зося Макашина и теперь занята в спектаклях. Жалеет, что возрастных ролей в музыкальном театре мало. Но без сцены она не представляет своей жизни. Артистка живет в тишине и уединении, но при этом остается истинной женщиной.
У нее деревенская привычка вставать рано – в четыре утра. Маленькой девочкой она доила корову (мама часто болела). Еще недавно в такое неурочное время она выходила из дома погулять с собакой, накрашенная и причесанная. Ее по-прежнему узнают в магазинах и на рынке, куда она ходит за продуктами. Ее там ждут, потому что она человек с юмором, может рассмешить и поднять настроение.
Что ее радует? То, что ее мама еще жива. А ей уже 96 лет! И они каждый день подолгу разговаривают по телефону. Что у нее прекрасные дочь и внук. И когда они приходят в гости, она с удовольствием готовит – любит и умеет это делать. И то, что жизнь сложилась так, как она сложилась – счастливо!
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме