Новый год в Хабаровском крае: от Драконов до Снегурочки
Горчаков Даниил
Новый год - это сказка родом из детства, ожидание лучшего и светлого. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает, как отмечали его на берегах Амура с давних времён коренные обитатели, почему долго Новый год был на вторых ролях, из-за чего попал под запрет и о том, когда к Деду Морозу присоединилась Снегурочка.
Умилостивить трёх Драконов
У коренных жителей Хабаровского края – нанайцев – Новый год было принято издревле отмечать по лунному календарю. Происходило это обычно, как и у народов соседних стран, ближе к концу января – началу февраля.
- В этот день из сундуков доставали иконы мио, вывешивали их на самое почётное место и всей семьей совершали молитвенные коленопреклонения, - рассказала заведующая сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева. – В этот день особо почитался образ Драконов. А их у нанайцев было три: земной Мудур, водный Пуймур и дракон небесный Сиймур.
В дни новогодних празднований очень важным было умилостивить дракона земного. В его честь у коренных жителей около древнего поселения Кондон в нынешнем Солнечном районе было особое святилище Кайласу. Там проводили ритуальные моления, это был своего рода «Амурский акрополь». В семьях земного дракона было не принято называть вслух Мудуром, в обиходе его уважительно называли Даи Сэвэ – «Великий Сэвэн». Ну чем не аналог современного Деда Мороза?
- В Новый год к праздничному столу нанайцы готовили угощения, связанные с символикой Дракона. Обязательно макароны (пэнтусэ), которые называют «усы Дракона», блины (хурмэ) и лепешки (тасима) – это «чешуя Дракона», а пельмени - его «уши», - продолжает свой рассказ Галина Титорева. - Кроме этого готовили корочо - шарики из крутого теста с вытянутыми лучиками. Их готовили по 12 штук для каждого члена семьи, это означало, что все они благополучно прожили год и просят у солнца благополучия и здоровья на будущие 12 месяцев.
Новый год ружейным залпом
С освоением Дальнего Востока русскими во второй половине позапрошлого века коренные народы Приамурья постепенно переходили к новогодним праздникам по европейскому календарю. Как отмечают краеведы, нанайцы с 1894 года стали приезжать в Хабаровск в дни Рождества и Нового года и катать всех желающих по льду Амура на собачьих упряжках. Развлечение глянулось и детям, и взрослым, да и каюрам – заработок. Этот новогодний символ в Хабаровске сохранялся вплоть до времён Гражданской войны.
В дореволюционном Хабаровске, как и во всей Российской империи, Новый год был праздником на вторых ролях. Главное зимой всё-таки Рождество Христово. Его православные, как и сейчас, отмечали по старому стилю, 25 декабря - когда в Европе и Америке давно тянулись январские будни. Наряжали ёлку яблоками или самодельными пряниками, ходили на службы. Кстати, обычай украшать вечнозелёное дерево только в XIX веке укоренился в России. Его позаимствовали у немцев. Тогда же появился и Дед Мороз – аналог европейского Санта-Клауса, проносящего детям подарки. Правда, изначально его представляли в снежно-белой шубе. Праздник-то зимний!
- После Рождества начиналась череда праздников. Ёлки горожане даже со средним достатком ставили дома, приглашали соседских детей, дарили подарки. Большие ёлки устраивали в городских гимназиях и училищах. Подарками одаривали богатые купцы, меценаты. Ну а главная ёлка с катком традиционно располагалась у здания Алексеевской женской гимназии, теперь это Центр технического творчества, - рассказал научный сотрудник отдела исторических исследований музея истории Хабаровска Александр Соболев.
Канун Нового года – 31 декабря – было принято называть Васильевым вечером. В этот день Церковь чтит память архиепископа Кесарийского Василия Великого. Само наступление нового года в Хабаровске отмечали оружейным залпом, после которого в Успенском соборе начиналась праздничная служба.
Правда, в годы Первой мировой войны (1914 – 1918) Новый год в России впервые попал под запрет. Россия тогда воевала с Германией и всё немецкое в стране было объявлено нежелательным. Даже столицу Санкт-Петербург переименовали на русский манер в Петроград. Тлетворным влиянием врага утверждённый императором Николаем II «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем» объявил и новогодние ёлки. Правда, запрет этот сошёл на нет с приходом к власти большевиков. Но начинались совсем другие времена, когда большинству стало не до праздников.
Видео: instagram.com/grodekov_museum
Возвращение
Одной из первых реформ новой власти в стране стал переход на общераспространённый в мире Григорианский календарь. В 1918 году во всей России, а с ней и в Хабаровске, по декрету Ленина после 31 января вдруг сразу наступило 14 февраля. У нас украли Рождество, возмущались тогда верующие люди. В самом деле, в 1918 году православного Рождества в стране не было вовсе. Его отметили только 7 января уже 1919 года.
К слову, Ленин любил новогодние праздники, устраивал ёлки в Москве. Но после его смерти отношение большевиков к Новому году начало меняться. С середины 20-х годов за разрешением поставить «красную ёлку» нужно было сперва обратиться в местное отделение Главлита - Главного управления по делам литературы и издательств. А там ещё подумают, давать ли добро на праздник. А в 1929 году Совет народных комиссаров так и вовсе запретил новогодние празднества.
«В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях», - говорилось в постановлении СНК СССР от 24.09.1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю».
Только народ продолжал отмечать привычные праздники, правда, уже подпольно. Через несколько лет советская власть позицию смягчила, и если не Рождество, то хотя бы Новый год, отмечать разрешила. При этом одно из главных дореволюционных ёлочных украшений – Вифлеемская звезда, которая по евангельским сказаниям привела волхвов к новорождённому Христу – превратилась в красную звезду – символ советского Кремля и Красной армии. Кстати, именно в 1937 году к уже ставшему традиционным символом Нового года ещё до революции Деду Морозу присоединяется его внучка Снегурочка. Тогда они парой появились на главном новогоднем праздновании в московском Доме Союзов. Деда Мороза, правда, переодели из «старорежимной» белой шубы в революционную красную.
- После 1935 года, когда в СССР возобновилось празднование Нового года, в Хабаровске в школах и других детских учреждениях для детей устраивали новогодние ёлки. На площади Свободы (сегодня это площадь им. В.И. Ленина) устанавливали главную ёлку города и проводили большой новогодний базар по торговле ёлками и елочными украшениями. В 60-е годы на площади им. Ленина кроме главной ёлки города и новогоднего базара стали устраивать ледяные горки и сказочные домики, расписанные на сюжеты из русских сказок, - говорит Александр Соболев.
С советских времён традиции новогодних празднований в Хабаровске практически не изменились. По-прежнему главные площадки для народных гуляний на площади им. Ленина и в парке «Динамо». С конца 80-х годов прошлого века, когда Хабаровск впервые украсили ледяными и снежными скульптурами мастера из Китая, город каждый год в преддверии праздников украшают уже местные скульпторы зимними фигурами.
Ушла в прошлое традиция 90-х годов устанавливать городскую и краевую ёлки при помощи вертолётов. Тогда это была настоящая спецоперация. Но из соображений безопасности теперь новогодние символы монтируют на каркасах из сотен маленьких деревьев из тайги.
Новый год в Хабаровском крае: от Драконов до Снегурочки
Автор: Горчаков Даниил
Зимний праздник в регионе был на вторых ролях и дважды попадал под запреты
Новый год в Хабаровском крае: от Драконов до Снегурочки
29 декабря 2020
Поделиться
Поделиться
Отправить
Новый год - это сказка родом из детства, ожидание лучшего и светлого. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает, как отмечали его на берегах Амура с давних времён коренные обитатели, почему долго Новый год был на вторых ролях, из-за чего попал под запрет и о том, когда к Деду Морозу присоединилась Снегурочка.
Умилостивить трёх Драконов
У коренных жителей Хабаровского края – нанайцев – Новый год было принято издревле отмечать по лунному календарю. Происходило это обычно, как и у народов соседних стран, ближе к концу января – началу февраля.
- В этот день из сундуков доставали иконы мио, вывешивали их на самое почётное место и всей семьей совершали молитвенные коленопреклонения, - рассказала заведующая сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева. – В этот день особо почитался образ Драконов. А их у нанайцев было три: земной Мудур, водный Пуймур и дракон небесный Сиймур.
В дни новогодних празднований очень важным было умилостивить дракона земного. В его честь у коренных жителей около древнего поселения Кондон в нынешнем Солнечном районе было особое святилище Кайласу. Там проводили ритуальные моления, это был своего рода «Амурский акрополь». В семьях земного дракона было не принято называть вслух Мудуром, в обиходе его уважительно называли Даи Сэвэ – «Великий Сэвэн». Ну чем не аналог современного Деда Мороза?
- В Новый год к праздничному столу нанайцы готовили угощения, связанные с символикой Дракона. Обязательно макароны (пэнтусэ), которые называют «усы Дракона», блины (хурмэ) и лепешки (тасима) – это «чешуя Дракона», а пельмени - его «уши», - продолжает свой рассказ Галина Титорева. - Кроме этого готовили корочо - шарики из крутого теста с вытянутыми лучиками. Их готовили по 12 штук для каждого члена семьи, это означало, что все они благополучно прожили год и просят у солнца благополучия и здоровья на будущие 12 месяцев.
Новый год ружейным залпом
С освоением Дальнего Востока русскими во второй половине позапрошлого века коренные народы Приамурья постепенно переходили к новогодним праздникам по европейскому календарю. Как отмечают краеведы, нанайцы с 1894 года стали приезжать в Хабаровск в дни Рождества и Нового года и катать всех желающих по льду Амура на собачьих упряжках. Развлечение глянулось и детям, и взрослым, да и каюрам – заработок. Этот новогодний символ в Хабаровске сохранялся вплоть до времён Гражданской войны.
В дореволюционном Хабаровске, как и во всей Российской империи, Новый год был праздником на вторых ролях. Главное зимой всё-таки Рождество Христово. Его православные, как и сейчас, отмечали по старому стилю, 25 декабря - когда в Европе и Америке давно тянулись январские будни. Наряжали ёлку яблоками или самодельными пряниками, ходили на службы. Кстати, обычай украшать вечнозелёное дерево только в XIX веке укоренился в России. Его позаимствовали у немцев. Тогда же появился и Дед Мороз – аналог европейского Санта-Клауса, проносящего детям подарки. Правда, изначально его представляли в снежно-белой шубе. Праздник-то зимний!
- После Рождества начиналась череда праздников. Ёлки горожане даже со средним достатком ставили дома, приглашали соседских детей, дарили подарки. Большие ёлки устраивали в городских гимназиях и училищах. Подарками одаривали богатые купцы, меценаты. Ну а главная ёлка с катком традиционно располагалась у здания Алексеевской женской гимназии, теперь это Центр технического творчества, - рассказал научный сотрудник отдела исторических исследований музея истории Хабаровска Александр Соболев.
Канун Нового года – 31 декабря – было принято называть Васильевым вечером. В этот день Церковь чтит память архиепископа Кесарийского Василия Великого. Само наступление нового года в Хабаровске отмечали оружейным залпом, после которого в Успенском соборе начиналась праздничная служба.
Правда, в годы Первой мировой войны (1914 – 1918) Новый год в России впервые попал под запрет. Россия тогда воевала с Германией и всё немецкое в стране было объявлено нежелательным. Даже столицу Санкт-Петербург переименовали на русский манер в Петроград. Тлетворным влиянием врага утверждённый императором Николаем II «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем» объявил и новогодние ёлки. Правда, запрет этот сошёл на нет с приходом к власти большевиков. Но начинались совсем другие времена, когда большинству стало не до праздников.
Видео: instagram.com/grodekov_museum
Возвращение
Одной из первых реформ новой власти в стране стал переход на общераспространённый в мире Григорианский календарь. В 1918 году во всей России, а с ней и в Хабаровске, по декрету Ленина после 31 января вдруг сразу наступило 14 февраля. У нас украли Рождество, возмущались тогда верующие люди. В самом деле, в 1918 году православного Рождества в стране не было вовсе. Его отметили только 7 января уже 1919 года.
К слову, Ленин любил новогодние праздники, устраивал ёлки в Москве. Но после его смерти отношение большевиков к Новому году начало меняться. С середины 20-х годов за разрешением поставить «красную ёлку» нужно было сперва обратиться в местное отделение Главлита - Главного управления по делам литературы и издательств. А там ещё подумают, давать ли добро на праздник. А в 1929 году Совет народных комиссаров так и вовсе запретил новогодние празднества.
«В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях», - говорилось в постановлении СНК СССР от 24.09.1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю».
Только народ продолжал отмечать привычные праздники, правда, уже подпольно. Через несколько лет советская власть позицию смягчила, и если не Рождество, то хотя бы Новый год, отмечать разрешила. При этом одно из главных дореволюционных ёлочных украшений – Вифлеемская звезда, которая по евангельским сказаниям привела волхвов к новорождённому Христу – превратилась в красную звезду – символ советского Кремля и Красной армии. Кстати, именно в 1937 году к уже ставшему традиционным символом Нового года ещё до революции Деду Морозу присоединяется его внучка Снегурочка. Тогда они парой появились на главном новогоднем праздновании в московском Доме Союзов. Деда Мороза, правда, переодели из «старорежимной» белой шубы в революционную красную.
- После 1935 года, когда в СССР возобновилось празднование Нового года, в Хабаровске в школах и других детских учреждениях для детей устраивали новогодние ёлки. На площади Свободы (сегодня это площадь им. В.И. Ленина) устанавливали главную ёлку города и проводили большой новогодний базар по торговле ёлками и елочными украшениями. В 60-е годы на площади им. Ленина кроме главной ёлки города и новогоднего базара стали устраивать ледяные горки и сказочные домики, расписанные на сюжеты из русских сказок, - говорит Александр Соболев.
С советских времён традиции новогодних празднований в Хабаровске практически не изменились. По-прежнему главные площадки для народных гуляний на площади им. Ленина и в парке «Динамо». С конца 80-х годов прошлого века, когда Хабаровск впервые украсили ледяными и снежными скульптурами мастера из Китая, город каждый год в преддверии праздников украшают уже местные скульпторы зимними фигурами.
Ушла в прошлое традиция 90-х годов устанавливать городскую и краевую ёлки при помощи вертолётов. Тогда это была настоящая спецоперация. Но из соображений безопасности теперь новогодние символы монтируют на каркасах из сотен маленьких деревьев из тайги.