Главное
Культура, 29 декабря, 19:00

Новый год в Хабаровском крае: от Драконов до Снегурочки

Зимний праздник в регионе был на вторых ролях и дважды попадал под запреты

Новый год в Хабаровском крае: от Драконов до Снегурочки
Фото: краевой музей им. Гродекова

Новый год - это сказка родом из детства, ожидание лучшего и светлого. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает, как отмечали его на берегах Амура с давних времён коренные обитатели, почему долго Новый год был на вторых ролях, из-за чего попал под запрет и о том, когда к Деду Морозу присоединилась Снегурочка.

Умилостивить трёх Драконов

У коренных жителей Хабаровского края – нанайцев – Новый год было принято издревле отмечать по лунному календарю. Происходило это обычно, как и у народов соседних стран, ближе к концу января – началу февраля.

- В этот день из сундуков доставали иконы мио, вывешивали их на самое почётное место и всей семьей совершали молитвенные коленопреклонения, - рассказала заведующая сектором этнографии Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева. – В этот день особо почитался образ Драконов. А их у нанайцев было три: земной Мудур, водный Пуймур и дракон небесный Сиймур.
В дни новогодних празднований очень важным было умилостивить дракона земного. В его честь у коренных жителей около древнего поселения Кондон в нынешнем Солнечном районе было особое святилище Кайласу. Там проводили ритуальные моления, это был своего рода «Амурский акрополь». В семьях земного дракона было не принято называть вслух Мудуром, в обиходе его уважительно называли Даи Сэвэ – «Великий Сэвэн». Ну чем не аналог современного Деда Мороза?
- В Новый год к праздничному столу нанайцы готовили угощения, связанные с символикой Дракона. Обязательно макароны (пэнтусэ), которые называют «усы Дракона», блины (хурмэ) и лепешки (тасима) – это «чешуя Дракона», а пельмени - его «уши», - продолжает свой рассказ Галина Титорева. - Кроме этого готовили корочо - шарики из крутого теста с вытянутыми лучиками. Их готовили по 12 штук для каждого члена семьи, это означало, что все они благополучно прожили год и просят у солнца благополучия и здоровья на будущие 12 месяцев.


Новый год ружейным залпом

С освоением Дальнего Востока русскими во второй половине позапрошлого века коренные народы Приамурья постепенно переходили к новогодним праздникам по европейскому календарю. Как отмечают краеведы, нанайцы с 1894 года стали приезжать в Хабаровск в дни Рождества и Нового года и катать всех желающих по льду Амура на собачьих упряжках. Развлечение глянулось и детям, и взрослым, да и каюрам – заработок. Этот новогодний символ в Хабаровске сохранялся вплоть до времён Гражданской войны.

В дореволюционном Хабаровске, как и во всей Российской империи, Новый год был праздником на вторых ролях. Главное зимой всё-таки Рождество Христово. Его православные, как и сейчас, отмечали по старому стилю, 25 декабря - когда в Европе и Америке давно тянулись январские будни. Наряжали ёлку яблоками или самодельными пряниками, ходили на службы. Кстати, обычай украшать вечнозелёное дерево только в XIX веке укоренился в России. Его позаимствовали у немцев. Тогда же появился и Дед Мороз – аналог европейского Санта-Клауса, проносящего детям подарки. Правда, изначально его представляли в снежно-белой шубе. Праздник-то зимний!

- После Рождества начиналась череда праздников. Ёлки горожане даже со средним достатком ставили дома, приглашали соседских детей, дарили подарки. Большие ёлки устраивали в городских гимназиях и училищах. Подарками одаривали богатые купцы, меценаты. Ну а главная ёлка с катком традиционно располагалась у здания Алексеевской женской гимназии, теперь это Центр технического творчества, - рассказал научный сотрудник отдела исторических исследований музея истории Хабаровска Александр Соболев.
Канун Нового года – 31 декабря – было принято называть Васильевым вечером. В этот день Церковь чтит память архиепископа Кесарийского Василия Великого. Само наступление нового года в Хабаровске отмечали оружейным залпом, после которого в Успенском соборе начиналась праздничная служба.

Правда, в годы Первой мировой войны (1914 – 1918) Новый год в России впервые попал под запрет. Россия тогда воевала с Германией и всё немецкое в стране было объявлено нежелательным. Даже столицу Санкт-Петербург переименовали на русский манер в Петроград. Тлетворным влиянием врага утверждённый императором Николаем II «Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем» объявил и новогодние ёлки. Правда, запрет этот сошёл на нет с приходом к власти большевиков. Но начинались совсем другие времена, когда большинству стало не до праздников. 


Видео: instagram.com/grodekov_museum

Возвращение

Одной из первых реформ новой власти в стране стал переход на общераспространённый в мире Григорианский календарь. В 1918 году во всей России, а с ней и в Хабаровске, по декрету Ленина после 31 января вдруг сразу наступило 14 февраля. У нас украли Рождество, возмущались тогда верующие люди. В самом деле, в 1918 году православного Рождества в стране не было вовсе. Его отметили только 7 января уже 1919 года.

К слову, Ленин любил новогодние праздники, устраивал ёлки в Москве. Но после его смерти отношение большевиков к Новому году начало меняться. С середины 20-х годов за разрешением поставить «красную ёлку» нужно было сперва обратиться в местное отделение Главлита - Главного управления по делам литературы и издательств. А там ещё подумают, давать ли добро на праздник. А в 1929 году Совет народных комиссаров так и вовсе запретил новогодние празднества.

«В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях», - говорилось в постановлении СНК СССР от 24.09.1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю».
Только народ продолжал отмечать привычные праздники, правда, уже подпольно. Через несколько лет советская власть позицию смягчила, и если не Рождество, то хотя бы Новый год, отмечать разрешила. При этом одно из главных дореволюционных ёлочных украшений – Вифлеемская звезда, которая по евангельским сказаниям привела волхвов к новорождённому Христу – превратилась в красную звезду – символ советского Кремля и Красной армии. Кстати, именно в 1937 году к уже ставшему традиционным символом Нового года ещё до революции Деду Морозу присоединяется его внучка Снегурочка. Тогда они парой появились на главном новогоднем праздновании в московском Доме Союзов. Деда Мороза, правда, переодели из «старорежимной» белой шубы в революционную красную.


- После 1935 года, когда в СССР возобновилось празднование Нового года, в Хабаровске в школах и других детских учреждениях для детей устраивали новогодние ёлки. На площади Свободы (сегодня это площадь им. В.И. Ленина) устанавливали главную ёлку города и проводили большой новогодний базар по торговле ёлками и елочными украшениями. В 60-е годы на площади им. Ленина кроме главной ёлки города и новогоднего базара стали устраивать ледяные горки и сказочные домики, расписанные на сюжеты из русских сказок, - говорит Александр Соболев.
С советских времён традиции новогодних празднований в Хабаровске практически не изменились. По-прежнему главные площадки для народных гуляний на площади им. Ленина и в парке «Динамо». С конца 80-х годов прошлого века, когда Хабаровск впервые украсили ледяными и снежными скульптурами мастера из Китая, город каждый год в преддверии праздников украшают уже местные скульпторы зимними фигурами.

Ушла в прошлое традиция 90-х годов устанавливать городскую и краевую ёлки при помощи вертолётов. Тогда это была настоящая спецоперация. Но из соображений безопасности теперь новогодние символы монтируют на каркасах из сотен маленьких деревьев из тайги.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме