Как там говорится в известном выражении: если гора не идёт к Магомету, Магомет сам пойдёт к горе? Вот так и хабаровский краевой театр кукол: отменила пандемия спектакли и утренники в культурных учреждениях, значит сказка сама постучится в двери к маленьким хабаровчанам. Причем общение со зрителем будет проходить в «чемоданном» формате – такое вот новшество от режиссёра Виталия Фёдорова, который и сам не так давно окунулся в «театр добра», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Основа добра
Укутавшись в мягкий плед, расположившись на ковре детской с друзьями и в обнимку с пушистым котом, юные хабаровчане встречают у себя в гостях сказку. Они уже из окна увидели артиста, а как зашел он в квартиру, разглядели внимательнее: то и не актер будто, а настоящий волшебник…
Сняв легким движением руки свое красивое темно-синее пальто и накинув его на стоящий сзади штатив, гость превратил его в звездное небо, а принесенный им чемодан тоже вовсе не простой оказался, это ведь настоящий маленький театр с белой сценой, декорации в котором меняются, как страницы в книге. Чудеса! Вот загораются «ночные фонарики» на небосклоне, а через некоторое время уже встает солнце, освещая лесные просторы… Диковинка эта вызывает восторг не только у ребятни, взглянешь на взрослых, а у тех улыбка на протяжении действа с лица не сходит. Затронул-таки струны души Виталий Фёдоров – режиссёр этого спектакля.
Да он и сам, вспоминая путешествие героя «Сказки в чемодане», на эмоции не скупится: где-то теплая улыбка проскользнет, а где-то и грусть окутает - до того история трогательная вышла. Конечно, отдать должное нужно и актерам, которые вдыхают жизнь в кукольных персонажей. В снеговика, который совсем не хочет растаять, а потому идет на край леса к Солнышку, чтобы попросить его не вставать слишком рано. В замерзших белку и лиса, которые получают от снеговика шапку, шарф и варежки на уши. В сладко зевающего медведя, который все никак не может уснуть. Да и даже ясное Солнце, которое снежный человечек просит поскорее прийти и обогреть землю, несмотря на то, что сам он от этого растает… и в подснежник, в которого переродился герой. Казалось бы, сюжетная линия одна, а вот сказка у каждого актера выходит какая-то своя, ведь те же интонации, которыми наделяют кукловоды персонажей, разная. От того и впечатления всяческие: кто-то натолкнет на размышления, а кто-то развеселит зрителя до слез своей комичностью.
- А в целом спектакль рассказывает про самопожертвование и несет добро, которого сейчас так мало. Ведь вокруг все только и говорят про успех, состоятельность. Но почему весь мир повернут только на этом, а как же гармония, которая строится из духовных составляющих? – вопрошает Виталий Фёдоров. – А не забыли ли мы, взрослые, дать детям основу добра, ведь малыши восприимчивые, взращивать хорошие начинания нужно с раннего возраста.
Учиться быть детьми
Наверное, поэтому эта история совсем не стремится угнаться за современными достижениями, соперничать с технологиями за внимание юнцов, рассказывают ее в старой доброй классике: фон да «ручная» кукла. Камерно, душевно, без лишней спешки, с одним лишь новшеством - случается эта сказка в любом месте и в любой час, тогда, когда ее позвали в гости. А была бы она, если бы не пандемия? Формат-то ведь, как спасательный круг в набегающих волнах ограничений…
- А как иначе, - улыбается режиссер хабаровского краевого театра кукол, - задумка ведь уже давно крутилась, коронавирус лишь дал толчок к осуществлению идеи.
Причем, казалось бы, концепция проста – воссоздать игру детей, то есть сделать спектакль непринужденным, понятным и близким каждому маленькому зрителю. На деле это так легко и смотрится, но не все так просто, как кажется… Вернуться опять-таки к ограничениям: нужно минимизировать контакт ребенка с внешним миром, куда уж труппу-то звать? Значит актер будет один. А раз помощников нет, то и реквизита по минимуму – ровно столько, сколько чемодан уместит. Поначалу так и было. Использовали на репетициях старый «кейс», да вот только «хотелки» за его пределы начали выходить, пришлось цеху делать подобие чемодана, в котором умещается целый сказочный мир, но «постранично».
Театр кукол впервые опробует новый формат перед новогодними праздниками
21 октября 2020, 18:30 0
Ох, и тяжелый же получился он… Под силу разве что мужчине поднять такую конструкцию, потому сказительниц в этом проекте нет. Так же, как и звукооператоров, специалистов по свету – вот и выходит, что артист и правда волшебник.
- И световик, и певец, и звукооператор, и артист, который должен помнить, что одна рука – это резвая ворона, а другая – мягкий снеговик, плюс голова – рассказчик. Многозадачность и чувство ритма – эдакие барабанщики наши кукловоды.
Поскрежетать зубами явно пришлось – артисты каждый шаг учили, чтобы все действия были отработанными и слаженными, чтобы не было лишней суеты, и сказка не прерывалась ни на миг. Задача не из простых, ведь взрослые совсем уж и забыли, что такое быть ребенком, потеряли непосредственность, вот и приходиться заново учиться… А маленьким зрителям и репетировать не надо – легко смогут стать участниками сказки в небольшом интерактиве, который предполагает спектакль: сыграть в снежный бой, помочь убаюкать мишку или поделиться с шустрой белкой своим теплом.
Молоток и гвозди в сторону
Такая вот 40-минутная сказка разворачивается буквально на расстоянии вытянутой руки для зрителей не больше десятка. И кажется, что динамика малых групп проще, да вот не совсем. Фальшь не пройдет, иными словами, не получится спрятаться за героем, светом или звуком, здесь все строится на доверии, потому и интонации соответствующие.
- Опыт новый, но безумно интересный. Да и, кажется, в вопросе искренности у участников проекта проблем не возникает, каждый из них хороший рассказчик, у каждого изнутри тепло идет, - улыбается режиссер.
Виталий и сам создает впечатление человека чувственного, открытого и душевного, а потому и не скажешь, что работа над народной румынской сказкой далась не так-то уж и просто. Да, вроде и ребятишки свои рядом играют – подсказывают папе идеи взаимодействия со зрителем, ан нет… Опыта в постановке детских историй еще немного. Точнее, с ребятами работал Фёдоров и раньше, только по-иному, потому и переключиться было сложно: с мощных, резких приемов на легкое и сказочное повествование.
- Я привык работать «гвоздями и молотком», делать что-то «зубодробительное», определенными приемами я выбивал человека из зоны комфорта и вел на территорию боли. А тут вдруг эфир, облако…
Хабаровчанин не боялся поднимать сложные темы: харрасмент, аборт, домашнее насилие, коррупция. То был театр осознанности, а для кого-то он обладал и психотерапевтическим эффектом: моя тема проговорена, значит я не один, кому довелось столкнуться с грязью этого мира. Легче становилось и актерам - носителям таких историй, и зрителям, которым предлагалось выговориться о терзающих проблемах.
«Бонни и Клайд», «выстрелившие» не только в Хабаровске, - ставит его Виталий Фёдоров в различных городах, спектакль вошел в десятку лучших по России. «Мама» - история о выборе женщины между абортом и сохранением ребенка, о силе, цене развития сына с ДЦП. «Тень в кармане» - об отцовстве и о том, как мало родителей в детстве детей. Каждая документальная постановка будто что-то сокровенное, и это личное просится наружу и кричит нам о том, «как родиться человеком и не облажаться». А тут вдруг территория добра: первый в городе спектакль с детьми с синдромом Дауна в качестве актеров «Солнечный дом», простая история про бабушку и ее жизнь после выхода на пенсию «Бабушкин домик» и вот теперь зимняя «Сказка в чемодане». Это приятно. Это подкупающе мило. И это тоже про гуманизм. И да, лучше говорить с малышами как можно раньше о том, что такое быть человеком, только иными приемами.
- Такой театр добра мне нравится больше. Театр осознанности – это не для всех, это история про то, что многое приходится пропускать через себя. Я часто говорю, что зрители этих документальных спектаклей лишь свидетели – хотите смотрите, ведь вы знаете, куда идете и кто постановщик. А для меня сцена – способ выплеснуть наболевшее. Та же трагедия в «Зимней вишне». Как кричали дети, как пытались к ним пробиться отцы… Я настолько погрузился в историю, только прочитав ее, что она «поселилась» во мне. И теперь уничтожает, изъедает. Не отдам это сцене - гематома не пройдет, а коллективно поплачешь – отпустит. И так всегда, поэтому, насколько бы мне не нравился добрый душевный формат, не исключаю, что вновь окунусь в осознанность, в часть моей личной терапевтической программы, - признается собеседник.
Пока же Виталий Фёдоров получает удовольствие от «Сказки в чемодане», от ребячьего смеха, их участливости в жизни лесных обитателей. Такой и должна быть зимняя история, тем более перед семейным праздником, Новым годом. Никакой привязки к этому торжеству, кстати, спектакль не имеет, поэтому актуален он будет и в январе, и в феврале. Да и волшебник с чемоданом по городу путешествует не один, таких вот сказочников трое. Но ведь никто не останавливает сотворить еще несколько «коробок» кукольного мира. Не обязательно белоснежных, ведь зима когда-то кончится, а «сумочный» формат и содержащихся в нем историй можно продолжать сколь угодно долго.
Справка:
Уточнить свободные даты и пригласить «Сказку в чемодане» в гости можно по телефону: +7 (4212) 29-39-41.