Главное
Культура, 01 февраля, 15:00

Российское кино интересно только в России, и это шанс – Андрей Шальопа

Актер, сценарист, режиссер картины «28 панфиловцев» - о будущем нашей киноиндустрии

Российское кино интересно только в России, и это шанс – Андрей Шальопа

Андрей Шальопа в рамках совместного проекта ИА «Хабаровский край сегодня» и газеты «Известия» - о возрождении отечественного кинематографа.


Советское кино родилось в 20-е. Да не только советское, вообще кино в принципе. Фундамент школы закладывался именно тогда. В 30-е. Первые советские кинохудожники — талантливые, вдохновленные коммунистическими идеями люди. Их картины наполнены предчувствиями светлого будущего. 40-е — идеей победы, 50-е и 60-е — идеей новой жизни великой страны. И, конечно, это была не только эволюция идей. 

Это было настоящее развитие индустрии. Растут киностудии, открываются новые кинотеатры. И, самое главное, все это время появляются новые режиссеры, сценаристы, операторы, актеры. И появляются они не сами собой — эту смену готовят настоящие мастера. Те, кто снимал свои первые пленки еще в 20-е.
  
Поэтому, как мне видится, 70-е и 80-е — время настоящего сбора урожая. Это Рязанов, Бондарчук, Данелия, Меньшов, Митта, Быков, Тарковский, Панфилов, Герман, Михалков и многие другие. Прекрасные операторы Кузнецов, Лебешев, Юсов. А про актеров того времени вообще лучше писать отдельно. Эти актеры были самыми настоящими звездами. То есть гарантами произведений высшего качества. Мне кажется, что эпоха 70–80-х — настоящий расцвет кинематографа, и не только советского. В это время самые лучшие, самые смелые и талантливые достигли зрелости во всем мире.

А потом наступили 90-е. Нам объяснили, что вся наша предыдущая жизнь была неправильной. В 90-е самозабвенно уничтожали всё, что создавалось почти три поколения. От индустрии остались дымящиеся руины. Хорошие фильмы еще снимали даже тогда, но уже мало и их уже было трудно кому-нибудь показать. Нормальная такая перестройка. Лес вырубили, пни сожгли, землю вспахали.

Потом, уже в нулевые, появились сети кинотеатров, настоящие прокатчики, и пришли на рынок большие американские студии. И началось мучительное появление новой индустрии. И вот сейчас мы находимся в этом замечательном, но нестабильном состоянии. Оно прекрасно и невыносимо, как молодость.

Мы прожили Год российского кино. Он принес нам новые фильмы, но его настоящие результаты мы увидим в ближайшие года два. А может быть, этот эффект растянется и на ближайшее десятилетие. Потому что сейчас приходит время осознания.

Мы начинаем осознавать, что голливудское кино радует нас совсем не так, как оно радует американцев. Что попытки подражать голливудской эстетике совсем не гарантируют нашим фильмам успех на Родине, а уж за рубежом и подавно. Что зрители, приходящие в кино поесть попкорн, не могут окупить большие бюджеты, потому что этих зрителей мало, а те, кого много, просто перестали ходить в кино. Кажется, постепенно становится очевидным, что национальное кино не может быть продуктом дикого рынка и нуждается не только в госфинансировании, но и в идеологии.

Я понимаю, набирающие силу российские продюсеры мечтают о мировом прокате, но, мне кажется, если интерес к нашему кино и начнет расти, произойдет это не скоро.

Пока, слава Богу, российское кино интересно только в России. И это отличный шанс! Мы будем (иначе просто не выживем) искать своего зрителя, будем пытаться вернуть его в кинотеатры и в этом поиске создадим новое национальное кино. Во всяком случае, у нас есть такая возможность, и, я думаю, стоит поставить такую цель. А вот такое кино, самобытное и самостоятельное, несущее заряд национальной ментальности и обладающее собственным киноязыком, наверняка будет интересно всему миру.

Может ли в этом помочь государство? Конечно, может. И надо сказать, все последнее время оно упорно нам помогает. В этом году в регионах появилось 150 новых кинотеатров, и в ближайшие годы их число будет стремительно расти. Все время разрабатываются и реализуются системы финансирования производства и проката новых фильмов.

Но в одиночку государство с этой задачей не справится. Оно не сможет быть вдохновенным автором. Не сможет писать сценарии и режиссировать постановки. 

Задача государства — сделать так, чтобы в киноиндустрию пришли те, кто не может не делать кино. А снимать придется нам самим. И это неминуемо произойдет. Немного стабильности, и у нас отрастут новые корни. Потом еще одно поколение — и новаторы обретут зрелость. Я думаю, ждать осталось недолго.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме