Сегодня, 5 февраля, наступает китайский Новый год, который в дословном переводе называется Праздник весны. Этот праздник с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в Китае и других странах Восточной Азии.
Краевед Татьяна Мельникова рассказала ИА «Хабаровский край сегодня», что в Хабаровске китайский Новый год отмечали практически со дня основания города, причем очевидцы отмечали в эти дни на улицах «несметные толпы китайцев».
В конце XIX – начале XX века Хабаровск был уже многонациональным городом.
Первоначально китайцы снимали квартиры у русских, а позднее с подачи городских властей стали селиться «слободками».
В 1899 году на участке, арендованном у города служащим окружного инженерного управления К.Т. Лихойдовым, «…в течение последних 2-3 месяцев, выстроилось целое китайское поселение, более 40 фанз. Китайцы устроились здесь так, как им нравится, т.е. без определенного плана. Все постройки деревянные, с тесовыми крышами, расположены скученно, что небезопасно в пожарном отношении».
По наблюдениям Приамурского генерал-губернатора Н.И. Гродекова, у китайцев российского Дальнего Востока было всего в году праздничных дней на две недели. Самым главным и продолжительным торжеством у них, как собственно и в Китае, было празднование Нового года по лунному календарю – «Чуньцзе».
В канун праздника китайцы довольно рано закрывали свои лавки, и под вечер их можно было увидеть уже одетыми в праздничные платья. Праздник начинался с появления на темнеющем небе нового месяца, который китайцы встречали криками: «Цаган-сар!» – «Белый месяц появился!».
Первая ночь праздника отводилась покаянию, очищению от накопившихся за год грехов. Стоя на коленях, склонившись в направлении открытой настежь двери – для доступа в фанзы божеств, китайцы вымаливали прощение до тех пор, пока по понятным только им таинственным знакам, они не понимали, что мольбы услышаны и приняты божествами. Ужин в кругу семьи проходил в глубоком молчании – в эту ночь не было места вольным беседам.
Второй день праздника отводился веселью, гуляниям и визитам. Китайцы надевали свои лучшие одежды: бедные – из чего было, богатые – из шёлка или чесучи, головы украшали «оригинальными шапками, сверкающими ярко-пурпурными верхами» и выходили на улицы поздравить друг друга с наступлением «белого месяца».
Богатые хабаровские китайцы обязательно устраивали во время китайского Нового года званые обеды, которые удивляли обилием всевозможных дорогостоящих блюд. На них приглашались все знакомые хозяина, в том числе и русские.