Саксофониста оркестра Восточного военного округа, известного в Хабаровске джазмена Виктора Бондаренко нанайцы неофициально удостоили звания «музыкальной души» своего народа. Он, украинец по происхождению, огромную часть своей долгой творческой карьеры посвятил изучению традиционной мелодики коренных народов Амура, освоил почти все национальные инструменты. О настоящей магии звуков амурских аборигенов музыкант рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Корейцы – ещё те шаманы
Родители Виктора Бондаренко в послевоенные годы покинули Украину, чтобы строить новый советский Сахалин на землях бывшего губернаторства Карафуто. Детство прошло на берегу залива Терпения в городке Макаров. Раньше он на японский лад назывался Сиритору. В 50-е годы там оставалось ещё много от прошлой жизни.
При местном ДК школьник Витя записался в духовой кружок. Освоил непростую игру на трубе и флейте. Сахалин в то время был музыкальной авансценой всего Советского Союза. Здесь и только здесь можно было первыми в стране услышать запрещённые мелодии капиталистического мира.
Магия бубна
После школы Виктор отучился в музыкальном училище Южно-Сахалинска по классу флейты, потом перебрался во Владивосток, но сбежал оттуда в хабаровский институт культуры. Говорит, там было сильное эстрадное отделение. И так хотелось научиться играть джаз профессионально. Потом был многолетний труд в ансамбле «Дальний Восток». Объездил с ним множество стран - от Дании до Северной Кореи и Японии. В Азии старался брать уроки игры на местных инструментах. Но настоящее открытие музыкант сделал всё-таки в Хабаровске.
Понгса Киле
Потом было личное знакомство с белым нанайским шаманом Понгсой Константиновичем Киле. Фронтовик, первостроитель Комсомольска и Амурска вошёл в историю, как великий собиратель и хранитель традиций и обычаев народа нани.
Нанайская музыка после знакомства с Понгсой Киле окончательно увлекла Виктора Бондаренко. Днями он просиживал в нотных фондах Дальневосточной «научки». Откопал уникальные записи начала XX века российского этнографа Геннадия Угрюмова – друга Арсеньева. Тот объезжал гольдские стойбища, собирал и записывал старинные песни. Много дало Виктору Григорьевичу знакомство с профессором ленинградского Института народов Севера Татьяной Булгаковой. Она сегодня считается крупнейшим специалистом по нанайскому шаманизму.
Звезда в шляпе
В разгар «перестройки» власти стали настоятельно рекомендовать музыкантам включать национальный колорит в современное творчество. Тут-то Виктор Бондаренко и развернулся. То, чем он интересовался сугубо для себя, оказалось востребованным. Освоившего народные инструменты амурских аборигенов не раз приглашали аккомпанировать известнейшему ансамблю «Мэнго» с Камчатки.
Было в судьбе Виктора Бондаренко и знакомство со звездой эстрады – нанайским певцом Колой Бельды. Даже невольно стал его импресарио.
Украинец с душой нанайца уже издал несколько дисков со своей игрой на старинных инструментах. Сейчас Виктор Григорьевич учит искусству народов Амура детей при муниципальном «Центре народных ремёсел». Его ансамбль «Хомус» и театральная студия регулярно занимают призовые места на фольклорных конкурсах в крае. Кстати, заниматься нанайской музыкой приходят в основном дети из русских семей. В коллективе, говорит, только один нанаец. Но культура этого народа настолько самобытна, что многие родители, посетив концерт, просто умоляют взять их ребёнка на обучение. Хотя мест уже и нет вроде бы.