Главное
Культура, 13 февраля, 13:00

Хабаровский джазмен стал «музыкальной душой» народа нани

Виктор Бондаренко освоил почти все инструменты коренных народов Амура.

Хабаровский джазмен стал «музыкальной душой» народа нани

Саксофониста оркестра Восточного военного округа, известного в Хабаровске джазмена Виктора Бондаренко нанайцы неофициально удостоили звания «музыкальной души» своего народа. Он, украинец по происхождению, огромную часть своей долгой творческой карьеры посвятил изучению традиционной мелодики коренных народов Амура, освоил почти все национальные инструменты. О настоящей магии звуков амурских аборигенов музыкант рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».

 Корейцы – ещё те шаманы

Родители Виктора Бондаренко в послевоенные годы покинули Украину, чтобы строить новый советский Сахалин на землях бывшего губернаторства Карафуто. Детство прошло на берегу залива Терпения в городке Макаров. Раньше он на японский лад назывался Сиритору. В 50-е годы там оставалось ещё много от прошлой жизни.

– Жили в окружении корейцев. Их перед войной почти в качестве рабов японцы свозили на свою часть острова Сахалин. Очень они музыкальные люди были. Постоянно на своих праздниках играли на корейских музыкальных инструментах. А ведь корейцы – ещё те шаманы! Завораживала меня с самого детства восточная культура, восточная музыка, - вспоминает Виктор Бондаренко.

При местном ДК школьник Витя записался в духовой кружок. Освоил непростую игру на трубе и флейте. Сахалин в то время был музыкальной авансценой всего Советского Союза. Здесь и только здесь можно было первыми в стране услышать запрещённые мелодии капиталистического мира.

- Был у нас дома приёмник «Казахстан». Легко ловил американские и японские радиостанции. Их пытались глушить. Но покрутишь ручку, пошипит чуть-чуть, и снова слушаешь. А ещё на Сахалине портов много было. Через Корсаков моряки привозили из заграничных рейсов пластинки с джазом, рок-н-роллом. В общем, мы могли слушать то, о чём мои сверстники в других городах и мечтать не могли.

Магия бубна

После школы Виктор отучился в музыкальном училище Южно-Сахалинска по классу флейты, потом перебрался во Владивосток, но сбежал оттуда в хабаровский институт культуры. Говорит, там было сильное эстрадное отделение. И так хотелось научиться играть джаз профессионально. Потом был многолетний труд в ансамбле «Дальний Восток». Объездил с ним множество стран - от Дании до Северной Кореи и Японии. В Азии старался брать уроки игры на местных инструментах. Но настоящее открытие музыкант сделал всё-таки в Хабаровске.

- Год 75-й или 76-й, проходил в хабаровском ОДОРА слёт традиционной культуры народов Амура. Пришёл посмотреть. И так меня поразила музыка в исполнении нанайского коллектива из Амурска! Услышал я впервые волшебные звуки традиционных флейт, увидел, как играют на дучиэкэ – это нанайская скрипка. Это было какое-то волшебство.

понгса киле.jpg
Понгса Киле

Потом было личное знакомство с белым нанайским шаманом Понгсой Константиновичем Киле. Фронтовик, первостроитель Комсомольска и Амурска вошёл в историю, как великий собиратель и хранитель традиций и обычаев народа нани.

- У него была огромная коллекция народных музыкальных инструментов. Мне он даже подарил старинные костяные хомусы – по-нанайски они называются муэнэ. А как он играл на бубне! Это магия какая-то! Сердце иначе билось, когда Понгса заводил свою шаманскую песню, все болячки вмиг проходили. Такой силы было искусство.


Нанайская музыка после знакомства с Понгсой Киле окончательно увлекла Виктора Бондаренко. Днями он просиживал в нотных фондах Дальневосточной «научки». Откопал уникальные записи начала XX века российского этнографа Геннадия Угрюмова – друга Арсеньева. Тот объезжал гольдские стойбища, собирал и записывал старинные песни. Много дало Виктору Григорьевичу знакомство с профессором ленинградского Института народов Севера Татьяной Булгаковой. Она сегодня считается крупнейшим специалистом по нанайскому шаманизму.

- Она не русифицировала музыку нанайцев. Она не вгоняла её в европейские стандарты – две четверти, три четверти, она записывала её, как она есть. А нанайская мелодика основана только на пяти нотах. Называется это явление пентактоника. Нигде в мире ничего подобного нет. Уникальная вещь. Если на фортепиано играть нанайскую мелодию, то нужно задействовать только чёрные клавиши. Очень важный аспект, что у нанайцев нет минора. Всё играется только в мажоре. Это другое восприятие мира, другое, отличное от европейских народов, понимание души.

    


Звезда в шляпе

В разгар «перестройки» власти стали настоятельно рекомендовать музыкантам включать национальный колорит в современное творчество. Тут-то Виктор Бондаренко и развернулся. То, чем он интересовался сугубо для себя, оказалось востребованным. Освоившего народные инструменты амурских аборигенов не раз приглашали аккомпанировать известнейшему ансамблю «Мэнго» с Камчатки.

- Незабываемое время было. Они, как цыгане. Как останавливались в общежитии, начиналось: рыба, водка, икра, шкуры, шубы, бубны и шум, шум, шум!

Было в судьбе Виктора Бондаренко и знакомство со звездой эстрады – нанайским певцом Колой Бельды. Даже невольно стал его импресарио.

- Год, по-моему, 87-й был. Я с бабушками нанайскими занимался музыкой. Тут входит какой-то мужик в модной шляпе, кожаном плаще. Потом выяснил, что это Кола Бельды из Москвы вернулся. Начал он с наезда. Спросил бабушек обо мне: кто это, мол, такой. Почему русский с вами нанайской музыкой занимается. Но выяснил, что я бесплатно занятия по национальной музыке провожу. Оттаял. Потом он ходил в крайисполком, поддержки просил. Но характер у него был сложный, всё-таки звезда. В общем, дали ему там от ворот поворот. Так что пришлось мне несколько лет помогать ему концерты организовывать. Сколько деревень проехали с ним! 

Украинец с душой нанайца уже издал несколько дисков со своей игрой на старинных инструментах. Сейчас Виктор Григорьевич учит искусству народов Амура детей при муниципальном «Центре народных ремёсел». Его ансамбль «Хомус» и театральная студия регулярно занимают призовые места на фольклорных конкурсах в крае. Кстати, заниматься нанайской музыкой приходят в основном дети из русских семей. В коллективе, говорит, только один нанаец. Но культура этого народа настолько самобытна, что многие родители, посетив концерт, просто умоляют взять их ребёнка на обучение. Хотя мест уже и нет вроде бы.




Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме