Главное
Культура, 23 апреля, 12:00

От сотрудницы НКВД до полусумашедшей старухи

Актриса хабаровской драмы Лидия Феклистова на сцене уже 40 лет

От сотрудницы НКВД до полусумашедшей старухи
23 апреля актриса Хабаровского краевого театра драмы Лидия Феклистова отмечает шестидесятилетие. Из них 40 лет она на сцене, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

В Хабаровске она оказалась случайно. Её супруг Владимир Паршев, в ту пору главный режиссёр Усть-Каменогорского областного театра имени Джамбула, в далёком 1987 году приехал в хабаровскую драму ставить спектакль. Премьера прошла «на ура», и Владимиру Дмитриевичу поступило предложение перебраться на Дальний Восток. Паршев поставил условия: «Напишите письмо-обязательство, что гарантируете мне и супруге место в театре, дочке — детский садик, ну и квартиру в центре».
- Обещания в итоге было выполнено, - рассказывает Лидия Феклистова. - Квартиру в центре дали, и меня в театре трудоустроили. Только вот с местом в детском саду были некоторые проблемы. Хорошо, что жена тогдашнего главного режиссёра работала директором одного из садиков, которая и помогла в этом вопросе. Вот уже 30 с лишним лет мы хабаровчане. Город преображался на наших глазах. Поначалу Хабаровск мне показался провинциальным. Зато сейчас это современный город, гулять по которому одно удовольствие.

- А каким вам показался театр драмы тех лет?

- Он мне сразу пришёлся по душе и труппа тоже. Я ещё застала таких корифеев, как Кацель, Мосин, Глебова, Татаринов… Кстати, уже тогда здесь работали Сергей Лычёв, Люся Романенко, Светлана Царик, Саша Сафронов, Анжела Мельничук, которые служат драме до сих пор.

- Лидия Ивановна, до приезда в Хабаровск вы работали только в Усть-Каменогорске?

- Да, там я родилась, там и начала свою театральную карьеру. Знаете, сколько себя помню, всегда мечтала стать артисткой. Хотя корни у меня крестьянские, родители деревенские… В областной театр попала сразу после окончания училища. Через пару лет туда приехал Владимир Паршев. Мне всего 22 года, а он уже солидный мужчина, известный актёр, режиссёр. Пришёл, увидел, победил (смеётся). В этом году будет уже 38 лет, как мы вместе. Кстати, в 1980-е было абсолютно нормально переезжать из театра в театр. Проблем ведь никаких не существовало: ни жилищных, ни бытовых. Так что из Казахстана мы бы всё равно рано или поздно уехали. Помимо Хабаровска мужа приглашали и в другие города. Но мы выбрали Дальний Восток, о чём никогда не жалели.

- А с Казахстаном вас сейчас что-нибудь связывает?
- Конечно. В Усть-Каменогорске по-прежнему живут мама и брат. Время от времени посещаю родные места, захожу в театр, где ещё кое-кто остался из моих друзей. Хотя сама жизнь сильно поменялась, это ведь теперь другая страна. Когда я работала в Усть-Каменогорске, там вообще не было казахского театра. Да и казахская речь почти не звучала, у нас даже в школе этот язык не изучали. А теперь построили одно здание, где расположены, по сути, три театра – русский, казахский и казахский молодёжный. Причём русские актёры работают всего один день в неделю. Между тем, большая часть населения по-прежнему говорит по-русски.

- Вернёмся, однако, к театральной жизни Хабаровска. Вам какие роли по духу ближе: серьёзные или комедийные?

- Я в этом плане всеядная. По амплуа считаюсь лирико-драматической героиней. Но роли доставались абсолютно разные. Вот недавно режиссёр Эдуард Ливнев из Москвы ставил у нас «В омуте любви», где я в образе полусумасшедшей старухи. «Вам, наверное, эта роль не нравится, вы же привыкли лирических героинь играть!», — заявил Ливнев. «Нет, - отвечаю, - всё нормально, мне чем сложнее, тем интереснее».
  
Вот, например, спектакль «Возчик». Это тяжёлая драматическая история о событиях 1937 года, про репрессии, доносы, расстрелы… Моя героиня - сотрудница НКВД с надорванной психикой. Я никогда до этого не играла такие отрицательные роли, но типаж в целом, считаю, получился интересным.

Или возьмём «Бесконечный апрель», с которым мы недавно ездили на «Золотую маску». Необычная форма, современная драматургия, серьёзный материал. Тоже непростая история, но зрителей она зацепила и это главное. С удовольствием принимаю участие и в комедиях. Вообще, считаю, что репертуар в театре должен быть разноплановый. Должно быть всё: и «Бесконечный апрель», и «Муравьёв. Граф Амурский», и классика, и спектакли, на которых зритель просто отдыхает от проблем, - «Мои отчаянные тётки», «Палата бизнес-класса» и так далее. Сейчас, к слову, репетируем новую комедию «Мы не одни, дорогая», премьера которой состоится в мае.

- Вы упомянули об Эдуарде Ливневе. Наверное, работать с маститыми режиссёрами ужасно интересно?
- Не то слово. Помню, Дмитрий Астрахан нас очень удивил, когда сказал, что спектакль «Леди на день», в котором, если помните, занята чуть ли не вся труппа, он поставит за две (!) недели. И слово своё сдержал. За девять дней Дмитрий Хананович, по сути, собрал спектакль. Потом Астрахан на некоторое время уехал, мы сами репетировали. Вернулся режиссёр буквально перед премьерой и довёл дело до конца. Вот что значит мастер!
- В театральной семье Паршев - Феклистова больше нет актёров?

- Дочь выбрала медицину. А вот внук и внучка с удовольствием посещают театральную студию. Считаю, что театр развивает эмоционально, дети после знакомства со сценой начинают вести себя более свободно и раскованно. Всё это в жизни пригодится, даже если потом человек выберет себе совершенно иную профессию. Ведь любовь к театру — это навсегда.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме