Хабаровский режиссер снимала Зельдина на берегу Амура

Когда родилась Лидия Яковлевна Славутская, Всемирного дня театра в календаре ещё не было. Этот праздник станут отмечать значительно позже. И всё-таки не случайно оба эти события приходятся на март.

Она мечтала стать артисткой, сколько себя помнит. Маленькая девчушка с горящими глазами любила петь, танцевать, проникновенно читала стихи. Жизнь сложилась так, что артисткой она так и не стала (хотя на сцене блистала много раз). Зато талант Лидии Яковлевны в полной мере раскрылся в режиссуре.

Более 40 лет Славутская проработала на Хабаровской студии телевидения. Передачи «Театральная гостиная» и «Киноэкран» - дело рук заслуженного работника культуры РФ, режиссёра и педагога Лидии Яковлевны. О своей судьбе и любимом театре она рассказала ИА «Хабаровский край сегодня».

Тимуровская команда

— Детство у меня было, конечно, не сахар, — вспоминает Лидия Яковлевна. — Когда мне исполнилось восемь лет, грянула война. Мы жили в Челябинске. Папа ушёл на фронт и прошёл всю войну. Я уже тогда активно участвовала в самодеятельности, в школе у нас был театральный кружок, где мы ставили пьесы. Время, понятно, было трудное, голодное, но кое-что перепадало. Например, за победу на школьной олимпиаде в качестве приза получала талон на туфельки или обрез на платье. А ещё у нас во время войны образовалась тимуровская команда. Мы со сверстниками работали контролёрами в кинотеатре, а перед сеансами давали концерты. Кроме того, выступали в госпитале перед ранеными бойцами, шефствовали над военными отрядами, которые проходили реабилитационный период в санатории «Чебаркуль». До сих пор перед глазами лица тех молодых ребят. Увы, многие из них не дожили до мая 1945 года.


Пострадала за пятую графу

Так получилось, что вместе с Лидой в челябинской школе училась будущая актриса Малого театра Констанция Роек. Славутской учителя тоже пророчили большое будущее. «Это наша вторая Роек», — говорил директор школы, вручая Лидии аттестат зрелости. И девушка отправилась покорять Москву и поступила в ГИТИС.

— Я была на седьмом небе от счастья: наконец сбылась моя мечта, — продолжает Лидия Яковлевна. — Но счастье, к сожалению, длилось недолго. Проучилась полтора года, а потом (дело было в 1952-м) вышел указ об отчислении из вузов студентов с «неправильной» графой о национальности. Любимый педагог Платон Владимирович Лесли посоветовал мне продержаться в Москве до следующего года: «Девочка, когда всё уляжется, на следующий год мы тебя обязательно возьмём опять, ты только не уезжай». Устроил в массовку на «Мосфильм». Но дома узнали об отчислении, приехали родственники и, несмотря на мои протесты и слёзы, увезли в Челябинск.
И вот снова Урал, где она поступила в педагогический институт на филфак, продолжая свою артистическую деятельность: играла в студенческом театре, пела.

После пединститута поехала преподавать русский язык и литературу на станцию Карталы. Работала в школе, потом в железнодорожном техникуме.
— Здесь тоже занималась творчеством, — говорит Славутская. — Стала читать и разучивать со своими воспитанниками стихи. Потом мне предложили организовать хор. Мы подготовили концертную программу, которая на областном смотре художественной самодеятельности заняла первое место. А меня наградили путёвкой на международный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве.


Любовь с первого взгляда

Как же Лидия оказалась на Дальнем Востоке? Дело в том, что к тому времени в Хабаровск с новой семьёй переехала её мама и стала звать дочь к себе. Славутская побывала у неё в гостях, осмотрелась и познакомилась с пограничником Алексеем. Это была, как говорят в таких случаях, любовь с первого взгляда.

— Лёша сделал мне предложение, но я уехала в Челябинск, решила проверить чувства, — улыбается Лидия Яковлевна. — На следующий год уже приехала сюда навсегда. В этом году исполнится 60 лет, как мы с супругом вместе. Немного помотались по гарнизонам, пока окончательно не осели в Хабаровске.
Найти работу по специальности Лидия не смогла. Зато прослышала о наборе в радиотеатр и рванула туда. Затем поступила в театральную студию при театре драмы, где училась с будущим народным артистом России Игорем Желтоуховым. Настоящей же отдушиной для девушки стал знаменитый в ту пору народный театр при заводе «Дальэнергомаш», где Славутская активно играла, а иногда ей доверяли даже самой что-то срежиссировать. Из сыгранных героинь особенно дорога Лидии Яковлевне была роль Машеньки из одноимённой пьесы.

От Владивостока до Праги

В 1960 году в Хабаровске открылась студия телевидения, а с лета 1961-го она стала вторым домом для Славутской.

— Вначале меня сватали в дикторы, но я от этого предложения сразу отказалась, — говорит Лидия Яковлевна. — Мне хотелось что-то выдумывать, творить. Литературно-драматическая передача мне сразу приглянулась.

Первые передачи, первые фильмы, первые ошибки и открытия, и снова поиски, поиски... Потом была учёба во Владивостоке, где при институте искусств открылось отделение по специальности «режиссёр телевидения».

славутская.JPG
Её дипломный четырёхсерийный спектакль «Жди моего звонка», за который строгие экзаменаторы поставили пятёрку, стал первым сериалом на нашем телевидении и одновременном первым детективом. Выпуск данной «эпопеи» сопровождало много нелепых треволнений, связанных с диктатом чиновников, курирующих тогда творческий процесс, но при этом мало что в нём понимающих.
За время своей профессиональной деятельности Лидия Славутская сняла множество спектаклей. И каждый ей дорог по-своему. Один из них — моноопера «Человеческий голос» с актрисой музыкального театра Валентиной Соловых в главной и единственной роли даже стал лауреатом международного музыкального фестиваля в Праге.

— Я была в тесном контакте со всеми театрами Хабаровска, со многими артистами нас связывали не только деловые, но и дружеские отношения, — рассказывает она. — Игоря Желтоухова, с которым знакома ещё с театральной студии, до сих пор считаю своим младшим братом (улыбается). Вадима Гоголькова — создателя «Триады» - застала ещё школьником. Очень тепло всегда общалась с актёрами театра драмы Еленой Паевской, Мирославом Кацелем, Валерием Шавриным, Виктором Михайловым… Телевизионную версию «Светлой пристани» мы сделали в память о Валерии Шаврине. На девятый день после кончины Валерия Александровича все артисты, которые были заняты в этом спектакле, собрались у меня и сказали: «Давайте поставим его на телевидении». И мы сделали это. Считаю, что таких добрых, чуточку наивных спектаклей явно не хватает в наши дни. А Леночка Паевская в роли Аниты была, конечно, безупречна. Вообще, на сцене Паевская выглядела настоящей театральной героиней. А это особый статус!

Вечера со звёздами

Особое место в творчестве Славутской занимают встречи со звёздами. Ведь в те времена на гастроли в Хабаровск кто только не приезжал. И каждого известного актёра Лидия Яковлевна старалась пригласить в свою «Театральную гостиную».

— Раньше столичные театры гостили у нас по целому месяцу, — говорит Славутская. — Например, в 1965 году событием культурной жизни краевой столицы стал приезд к нам Театра Советской Армии. Мне тогда удалось записать и показать девять спектаклей, это почти весь репертуар! Кроме того, почти каждый вечер в эфире была встреча с кем-нибудь из актёров или режиссёров. А творческий вечер с легендарным Владимиром Зельдиным мы записывали прямо на берегу Амура. Запомнились встречи и с другими известными артистами — Михаилом Ульяновым, Евгением Матвеевым, Андреем Поповым, Руфиной Нифонтовой, Иннокентием Смоктуновским… Смоктуновский, правда, оказался довольно капризным и долго не шёл на контакт, но под моим напором всё-таки сдался.
Также Лидия Яковлевна вела передачи о художниках, скульпторах, музыкантах, писателях, объединённые в цикл «ЛИК» (литература, искусство, культура), и поэтические, которые со временем вылились в небольшие зарисовки, составившие цикл под названием «Несиюминутное».

А ещё у неё был свой курс под названием «режиссёр телевидения» в Хабаровском институте культуры. Интересно, как эта маленькая, но очень энергичная женщина везде успевала?

Недавно Славутской исполнилось 85 лет. Годы, понятно, берут своё, но Лидия Яковлевна продолжает активную деятельность. Старается не пропускать ни одной театральной премьеры. В театрах её любят. И эта любовь взаимная.
Хабаровский режиссер снимала Зельдина на берегу Амура
Автор:

В День театра Лидия Славутская рассказала о своём мире, созданном объективом камеры

Культура, 27 марта, 12:00

Хабаровский режиссер снимала Зельдина на берегу Амура

В День театра Лидия Славутская рассказала о своём мире, созданном объективом камеры

Хабаровский режиссер снимала Зельдина на берегу Амура

Когда родилась Лидия Яковлевна Славутская, Всемирного дня театра в календаре ещё не было. Этот праздник станут отмечать значительно позже. И всё-таки не случайно оба эти события приходятся на март.

Она мечтала стать артисткой, сколько себя помнит. Маленькая девчушка с горящими глазами любила петь, танцевать, проникновенно читала стихи. Жизнь сложилась так, что артисткой она так и не стала (хотя на сцене блистала много раз). Зато талант Лидии Яковлевны в полной мере раскрылся в режиссуре.

Более 40 лет Славутская проработала на Хабаровской студии телевидения. Передачи «Театральная гостиная» и «Киноэкран» - дело рук заслуженного работника культуры РФ, режиссёра и педагога Лидии Яковлевны. О своей судьбе и любимом театре она рассказала ИА «Хабаровский край сегодня».

Тимуровская команда

— Детство у меня было, конечно, не сахар, — вспоминает Лидия Яковлевна. — Когда мне исполнилось восемь лет, грянула война. Мы жили в Челябинске. Папа ушёл на фронт и прошёл всю войну. Я уже тогда активно участвовала в самодеятельности, в школе у нас был театральный кружок, где мы ставили пьесы. Время, понятно, было трудное, голодное, но кое-что перепадало. Например, за победу на школьной олимпиаде в качестве приза получала талон на туфельки или обрез на платье. А ещё у нас во время войны образовалась тимуровская команда. Мы со сверстниками работали контролёрами в кинотеатре, а перед сеансами давали концерты. Кроме того, выступали в госпитале перед ранеными бойцами, шефствовали над военными отрядами, которые проходили реабилитационный период в санатории «Чебаркуль». До сих пор перед глазами лица тех молодых ребят. Увы, многие из них не дожили до мая 1945 года.


Пострадала за пятую графу

Так получилось, что вместе с Лидой в челябинской школе училась будущая актриса Малого театра Констанция Роек. Славутской учителя тоже пророчили большое будущее. «Это наша вторая Роек», — говорил директор школы, вручая Лидии аттестат зрелости. И девушка отправилась покорять Москву и поступила в ГИТИС.

— Я была на седьмом небе от счастья: наконец сбылась моя мечта, — продолжает Лидия Яковлевна. — Но счастье, к сожалению, длилось недолго. Проучилась полтора года, а потом (дело было в 1952-м) вышел указ об отчислении из вузов студентов с «неправильной» графой о национальности. Любимый педагог Платон Владимирович Лесли посоветовал мне продержаться в Москве до следующего года: «Девочка, когда всё уляжется, на следующий год мы тебя обязательно возьмём опять, ты только не уезжай». Устроил в массовку на «Мосфильм». Но дома узнали об отчислении, приехали родственники и, несмотря на мои протесты и слёзы, увезли в Челябинск.
И вот снова Урал, где она поступила в педагогический институт на филфак, продолжая свою артистическую деятельность: играла в студенческом театре, пела.

После пединститута поехала преподавать русский язык и литературу на станцию Карталы. Работала в школе, потом в железнодорожном техникуме.
— Здесь тоже занималась творчеством, — говорит Славутская. — Стала читать и разучивать со своими воспитанниками стихи. Потом мне предложили организовать хор. Мы подготовили концертную программу, которая на областном смотре художественной самодеятельности заняла первое место. А меня наградили путёвкой на международный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве.


Любовь с первого взгляда

Как же Лидия оказалась на Дальнем Востоке? Дело в том, что к тому времени в Хабаровск с новой семьёй переехала её мама и стала звать дочь к себе. Славутская побывала у неё в гостях, осмотрелась и познакомилась с пограничником Алексеем. Это была, как говорят в таких случаях, любовь с первого взгляда.

— Лёша сделал мне предложение, но я уехала в Челябинск, решила проверить чувства, — улыбается Лидия Яковлевна. — На следующий год уже приехала сюда навсегда. В этом году исполнится 60 лет, как мы с супругом вместе. Немного помотались по гарнизонам, пока окончательно не осели в Хабаровске.
Найти работу по специальности Лидия не смогла. Зато прослышала о наборе в радиотеатр и рванула туда. Затем поступила в театральную студию при театре драмы, где училась с будущим народным артистом России Игорем Желтоуховым. Настоящей же отдушиной для девушки стал знаменитый в ту пору народный театр при заводе «Дальэнергомаш», где Славутская активно играла, а иногда ей доверяли даже самой что-то срежиссировать. Из сыгранных героинь особенно дорога Лидии Яковлевне была роль Машеньки из одноимённой пьесы.

От Владивостока до Праги

В 1960 году в Хабаровске открылась студия телевидения, а с лета 1961-го она стала вторым домом для Славутской.

— Вначале меня сватали в дикторы, но я от этого предложения сразу отказалась, — говорит Лидия Яковлевна. — Мне хотелось что-то выдумывать, творить. Литературно-драматическая передача мне сразу приглянулась.

Первые передачи, первые фильмы, первые ошибки и открытия, и снова поиски, поиски... Потом была учёба во Владивостоке, где при институте искусств открылось отделение по специальности «режиссёр телевидения».

славутская.JPG
Её дипломный четырёхсерийный спектакль «Жди моего звонка», за который строгие экзаменаторы поставили пятёрку, стал первым сериалом на нашем телевидении и одновременном первым детективом. Выпуск данной «эпопеи» сопровождало много нелепых треволнений, связанных с диктатом чиновников, курирующих тогда творческий процесс, но при этом мало что в нём понимающих.
За время своей профессиональной деятельности Лидия Славутская сняла множество спектаклей. И каждый ей дорог по-своему. Один из них — моноопера «Человеческий голос» с актрисой музыкального театра Валентиной Соловых в главной и единственной роли даже стал лауреатом международного музыкального фестиваля в Праге.

— Я была в тесном контакте со всеми театрами Хабаровска, со многими артистами нас связывали не только деловые, но и дружеские отношения, — рассказывает она. — Игоря Желтоухова, с которым знакома ещё с театральной студии, до сих пор считаю своим младшим братом (улыбается). Вадима Гоголькова — создателя «Триады» - застала ещё школьником. Очень тепло всегда общалась с актёрами театра драмы Еленой Паевской, Мирославом Кацелем, Валерием Шавриным, Виктором Михайловым… Телевизионную версию «Светлой пристани» мы сделали в память о Валерии Шаврине. На девятый день после кончины Валерия Александровича все артисты, которые были заняты в этом спектакле, собрались у меня и сказали: «Давайте поставим его на телевидении». И мы сделали это. Считаю, что таких добрых, чуточку наивных спектаклей явно не хватает в наши дни. А Леночка Паевская в роли Аниты была, конечно, безупречна. Вообще, на сцене Паевская выглядела настоящей театральной героиней. А это особый статус!

Вечера со звёздами

Особое место в творчестве Славутской занимают встречи со звёздами. Ведь в те времена на гастроли в Хабаровск кто только не приезжал. И каждого известного актёра Лидия Яковлевна старалась пригласить в свою «Театральную гостиную».

— Раньше столичные театры гостили у нас по целому месяцу, — говорит Славутская. — Например, в 1965 году событием культурной жизни краевой столицы стал приезд к нам Театра Советской Армии. Мне тогда удалось записать и показать девять спектаклей, это почти весь репертуар! Кроме того, почти каждый вечер в эфире была встреча с кем-нибудь из актёров или режиссёров. А творческий вечер с легендарным Владимиром Зельдиным мы записывали прямо на берегу Амура. Запомнились встречи и с другими известными артистами — Михаилом Ульяновым, Евгением Матвеевым, Андреем Поповым, Руфиной Нифонтовой, Иннокентием Смоктуновским… Смоктуновский, правда, оказался довольно капризным и долго не шёл на контакт, но под моим напором всё-таки сдался.
Также Лидия Яковлевна вела передачи о художниках, скульпторах, музыкантах, писателях, объединённые в цикл «ЛИК» (литература, искусство, культура), и поэтические, которые со временем вылились в небольшие зарисовки, составившие цикл под названием «Несиюминутное».

А ещё у неё был свой курс под названием «режиссёр телевидения» в Хабаровском институте культуры. Интересно, как эта маленькая, но очень энергичная женщина везде успевала?

Недавно Славутской исполнилось 85 лет. Годы, понятно, берут своё, но Лидия Яковлевна продолжает активную деятельность. Старается не пропускать ни одной театральной премьеры. В театрах её любят. И эта любовь взаимная.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме