Паутинка случайностей
Ощущение, будто она берет тончайшую кисточку, макает в тушь и рисует черным по белому. На самом деле, Вероника свои работы вырезает из бумаги. Мельчайшие детали, сплетаются в паутинку, кружево ее идеи, часто не вполне изначально понятной. Тут много случайностей. Соскользнул резец, ластиком линию уже не сотрешь, надо по-новому придумывать сюжет. При всей внешней простоте очень трудно удержать мелкие детали, чтобы они не разваливались, при этом ажурный образ был бы лаконичным и узнаваемым.
Как-то в институте на последнем курсе худграфа известный график Николай Холодок показал студентам эту технику.
- Я набросала его портрет, вырезала из бумаги, - рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» Вероника. - Он посмотрел, удивился – похоже! И тут внутри у меня что-то щелкнуло. Легко, похоже, непредсказуемо! У меня не возникло внутреннего сопротивления, когда ты пытаешься бороться с материалом. Стала искать информацию о вырезной графике, что это, откуда? И ничего не нашла. Пришлось все додумывать самой.
Она так увлеклась новой техникой, что на пятом курсе за полгода до защиты сказала в институте, что она резко меняет тему диплома и руководителя. Там только и осторожно спросили, а ты успеешь? Вероника успела.
Она сделала несколько графических работ старого Хабаровска начала прошлого века. Увы, и железнодорожный вокзал, и Успенский собор, и центральный универмаг выглядели тогда по-другому, как и вся центральная улица. А Триумфальной арки в честь приезда цесаревича, а также женской гимназии, и вовсе не осталось.
- На каком –то этапе я принесла свои работы членам комиссии и положила на стол, - вспоминает Вероника. – А картинки такие воздушные, они дышат, колышутся. Меня спрашивают, как это взять в руки? Как к этому прикоснуться?
Чтобы это ощущение легкости осталось, она не наклеила картинки, а закрепила их между двумя стеклами. Это придало ажурности ее работ солидный вес. Диплом Вероники Янышевой получил отличную оценку и был отмечен за оригинальность.
Контрасты
Ее по-прежнему интересует город, где она живет. Совсем недавно Вероника закончила серию работ все о том же Хабаровске, уже современном.
Признается, что долго ходила по городу, фотографировала, искала необычные ракурсы привычных мест. И сделала немало открытий, увидела то, что мы лицезреем каждый день, но не замечаем. Так она забрела во дворик ТЮЗа и обнаружила там множество интересных деталей, которые ей захотелось объединить в единую композицию.
В другом дворе обратила внимание на удивительную крышу из шифера, балкончики, на которых висело белье. Все это выглядело гротескно.
Еще одно открытие в путешествии по старым улочкам - урбанистический пейзаж. Два офисных здания, парковка, забор, дерево и между колонами зданий – вдали маленький храм на Комсомольской площади. Веронику поразило, что она никогда не видела такого ракурса. В другом месте она обнаружила желтый дом с зеленым почтовым ящиком.
И тут впервые в ее графике появился красный цвет, он пронизывает работы как луч света.
- Мне в графике, где есть только черный и белый, не хватает цвета, - говорит Вероника. - И вот красный, как нельзя кстати. Он не выбивается из композиции, он ее усиливает. Вообще с цветом нужно быть осторожным, чтобы не потерять жесткость и контрастность изображения, а иначе легко уйти в детскую аппликацию. Но здесь удалось сделать сдержанную и лаконичную графику, буквально звенящую. Красный цвет добавляет контрастности, подчеркивает урбанизм. Все получилось.
Серия называется «Контрасты».
Отдых маслом
Есть много новых идей, которые Веронике Янышевой хочется осуществить. Нельзя постоянно пребывать в одном состоянии, тем более в творчестве, которое само по себе бесконечное движение.
Веронике 30 лет, она член Союза художников. Впрочем, график считает, что самое время строить наполеоновские планы.
Признается, что выставлялась во всех галереях в Хабаровске, теперь ей хочется сделать персональную выставку в художественном музее. И дело тут не в честолюбии, она сама для себя все время повышает планку. И ни с кем себя не сравнивает. Пустое это занятие. Если и стоит сравнивать, так только себя вчерашнюю с собой сегодняшней. У нее своя шкала оценок. Для нее это был бы бесценный опыт.
Понятно, что к такой выставке нужно долго готовиться, а значит много работать. Каждый день приходить в мастерскую и расстилать коврик, на котором она и вырезает свои ни на что не похожие сюжеты. Как говорил Пикассо, вдохновение должно заставать вас за работой.
Она делит мастерскую с художником, тоже графиком, который занимается линогравюрой. У него есть станок, на котором он печатает свои офорты. Вероника хочет попробовать себя и в этой технике.
Когда у нее спрашивают, как она отдыхает, Вероника Янышева говорит, что рисует. А как же правило по поводу смены занятий? В свободное время – она рисует маслом. И уверяет всех, что это действительно легкое времяпровождение по сравнению с тем, что она делает каждый день.