Главное
Культура, 14 февраля, 12:00

Дальневосточному художественному есть, чем передать рюмку

Но на войну хабаровский музей не собирается

Дальневосточному художественному есть, чем передать рюмку

Экскурсия в фонды Дальневосточного художественного музея в Хабаровске – это поход в неизведанное, возможность увидеть то, что никогда не выставлялось и вряд ли в ближайшее время будет показано публике. Из-за недостатка места большая часть экспонатов хранится в запасниках, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Экскурсию по святая святых провела главный хранитель музея Светлана Жук.


Рембрандт боится света


В основных фондах музея – больше 16 тыс произведений изобразительного искусства. Но поскольку выставочных залов не хватает, большинство экспонатов хранится в запасниках. Среди них – по-настоящему редкие.

Как, к примеру, автопортрет Рембрандта, маленький офорт, чрезвычайно чувствительный к свету, который может его разрушить, а потому показывали его всего один раз.

Рембрандт в числе тысячи других музейных ценностей поступил к нам из Эрмитажа. В 1931 году лучшие столичные музеи поделились своими сокровищами с провинциальными музеями, поэтому у нас поистине работы мирового уровня.

двхм1.jpg

Миниатюра французского художника XIX Моро, лучшего придворного портретиста императора Наполеона не выставлялась никогда. Она написана на костяной пластинке. Для такого материала важен температурный режим, влажность, чтобы кость не вспомнила, что она кость и когда-то была круглой. Иначе она лопнет, а потом концы ее начнут скручиваться. Очевидно, все эти опасности предвидел Моро, а потому специально для миниатюры вручную соткан гобелен, который закрывает ее сзади. Она как бы в домике. 

Миниатюра написана в технике акварели, а у нее, как известно, тоже особые отношения с водой.

О подлинности экспонатов говорят оставшиеся на них инвентарные номера, под которыми они значились в Эрмитаже.

Большие живописные полотна стоят плотными рядами на стеллажах. Они расположены вдоль окон, чтобы свет скользил вдоль холстов, насыщая их кислородом, и они не оставались бы долгое время в темноте. Краски, которые использовались до XVII века, были выполнены на основе свинцовых белил, а они имеют обыкновение темнеть.
- Чтобы достать большую работу, надо провести целую операцию, очень похожую на эквилибристику в цирке, - признается Светлана Жук. - Убираем все предметы с пола подальше. Один человек держит работу, другой пролезает в середину и оба начинают ее двигать, постепенно разворачивая с чрезвычайной осторожностью.

Рюмочная передача

Предмет, назначение которого современному человеку сложно понять, поступил к нам из Зимнего дворца, то есть из Эрмитажа. Он из столового набора праздничной сервировки стола. Это рюмочная передача. Специальная фарфоровая тарелка, в которую вставлялись рюмки и подавались гостям. Есть еще и бутылочная, на две бутылки шампанского, она выставлена в экспозиционном зале музея. Хранящаяся в запасниках – образец первого русского фарфора производства екатерининского завода.

двхм2.jpg


Рядом – французский фарфор XVIII века королевской мануфактуры - тарелка в виде раковины, расписанная букетами цветов. Выполнена она в стиле рококо. У предмета удивительный цвет – бирюзовый. Эти необычные по тем временам цвета придумывала сама госпожа Помпадур, фаворитка Людовика XIV. Любила, когда появлялось что-то совсем неожиданное. Тарелка, возможно, из ее домашнего сервиза.
- Фарфор, конечно, есть в экспозиции музея, но нельзя туда выставить все, – объясняет Светлана Жук. - Существуют законы научной экспозиции, которые не предполагают смешение эпох и стилей, иначе вещи потеряются.

Но фарфор может служить и основой для живописи. Портрет пожилой женщины, очень красивой, с удивительно пронзительным взглядом в раме из эмали написан именно на фарфоровой пластине. Глаза у нее живые, ощущение, что она наблюдает за нами. Портрет выполнен явно заказу богатого человека, висел он над камином.

Античные вазы, остатки сервизов, раковины, чашки. Хранилища заполнены, так что даже группа в десять человек едва вмещается в проходе. Столик из императорских дворцов - осколки чужой, неведомой нам жизни.
- И рядом - корейская вышивка по ткани, современная, но она музейного уровня, - рассказывает Светлана Жук, которая проработала в музее больше 40 лет. - Мастериц такого уровня в Северной Корее осталось не более десяти. К ниткам они добавляют плотные материалы, которые создают объем. Нитки со стежки становятся воздушными. Вышивальщицы придумывают сами сюжеты на темы деревенской жизни.

двхм3.jpg

У каждой вещи – своя история. Маленькая фигурка «Формула скорби» Вадима Сидура, друга Эрнста Неизвестного приобретена в 80-е годы. 
- Я сама уговаривала сына скульптора продать нам эту работу, - вспоминает Светлана Жук. - Он не соглашался. Куда, на Дальний Восток? Зачем? В конце концов, он сдался. Купили работу за 10 тыс рублей, по тогдашним временам две машины «Жигули». Музей не имел права приобретать такие дорогие вещи на бюджетные деньги. И тогда я придумала, как обойти строгое требование. Мы обратились к известному экономисту Павлу Минакиру, он в свою очередь - к своим друзьям, руководителям научных институтов Хабаровска. Так они собрали необходимую сумму.

На войну не собираемся


Оружие, как и полагается, хранится в сейфах за семью печатями. Тем более, что оно художественное – от дуэльных пистолетов, охотничьих ружей до рыцарских шлемов. Все эти предметы можно потрогать и даже примерить, поскольку сохранности железа это не повредит. Шлем в виде кокетливой шляпки очень идет нашим девушкам. А иранский шлем с кольчугой, которая струится как шелк (хотя и металлическая), хочется подержать в руках, чтобы почувствовать эпоху.
- У рыцарского шлема, как у печной затворки, существуют крючки, которые открываются и закрываются, - поясняет главный хранитель музея. – Их надо смазывать. Но мы не собираемся на войну, поэтому они не в рабочем состоянии.
Одно из последних приобретений – свадебный халат из рыбьей кожи. Чтобы он приобрел музейную форму, ему устроят баню.
- Сделаем саркофаг из полиэтилена, внутрь поставим емкость с теплой водой, которая будет испаряться, - рассказывает Светлана Жук. - Халат расправится, станет мягким и шелковистым. Интересен он тем, что украшен смешанным рисунком – нанайским и ульчским. Другой – из кожи тончайшего шитья шелковыми нитями и сухожилиями оленя. Такое шитье вряд ли найдешь на всем Дальнем Востоке. Редчайшая, эксклюзивная работа! Впрочем, другого в нашем музее и быть не может.

Справка

В честь 80-летия Хабаровского края экскурсии в фонды художественного музея в 2018 году будут проводиться один раз в месяц.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме