Главное
Культура, 02 февраля, 13:00

Титанический труд Виктора Волошенко

История единственного хабаровского ювелира, подчинившего себе «металл будущего»

Титанический труд Виктора Волошенко

«Металлом будущего» часто называют титан, 22-й элемент таблицы Менделеева. До сих пор идут споры о том, что лежало в основе данного ему в конце XVIII века названия – германская или древнегреческая мифология. Ясно пока одно: даже в век высоких технологий это вещество остается не до конца исследованным и покорённым. Хабаровский ювелир Виктор Волошенко уже несколько лет пытается раскрыть тайну титана для себя и для других ценителей прекрасного. О своём опыте он рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».


Это всё гены?

Мощные руки, широкие плечи и изучающий взгляд. Это чуть позже Виктор Волошенко расскажет, что с юных лет занимался плаванием, а пока же, при первом знакомстве, создаётся ощущение, что это сама мать-природа сделала его таким с дальним прицелом на серьёзные отношения с титаном.

На стене его мастерской – известная многим по советским учебникам картина Василия Перова «Охотники на привале». Не оригинал, конечно, но с душой и высокой точностью выписанная копия.

- Это мой отец, долгое время работавший фотокорреспондентом АПН (советского Агентства печати «Новости» - прим. ред.) на Дальнем Востоке, в своё время тёще подарил, - улыбаясь, рассказывает Виктор. - А вообще у меня не только отец рисовал. Мама тоже и рисовала, и шила. Работать руками, творить родители умели. Так что я многое от них перенял.
волошенко1.JPG

От родителей он унаследовал не только художественный талант, но и вот эту привычку делать сюрпризы особенно дорогим людям. Чтобы покорить свою будущую жену, Виктор выковал браслетик из серебряного полтинника 1924 года выпуска. Это был один из первых, тогда ещё не слишком уверенных, шагов в ювелирном искусстве. Можно сказать, проба генетического кода.


Драгоценный опыт

Несмотря на творческий семейный дух, высшее образование будущий ювелир получал по инженерной специальности. Начинал во Владивостоке, потом вернулся в Хабаровск, учился в «железке».

В 90-е годы прошлого века, которые до сих пор пережившие их называют исключительно «лихими», жизнь свела с геологом и камнерезом Борисом Фоминым. Тот как раз готовил выставку агатов и подыскивал ювелиров, которые взялись бы сделать подходящие оправы. Это был не только художественный эксперимент, но и заработок. Поэтому отсчет профессиональной ювелирной карьеры Волошенко ведет с того самого момента.

Перенимать мастерство в Хабаровске особенно было не у кого, да и, как признается наш герой, желания такого не возникало. Он выбрал собственный, интуитивный путь. Даже какое-то время работая в инструментальном цехе станкостроительного завода, продолжал делать украшения.


волошенко2.jpg

Однажды знакомые рассказали, что видели вывеску совместного с англичанами ювелирного предприятия. Там Виктор вырос от рядового ювелира до руководителя производства. Со временем маленькая фирма стала первым в краевом центре (да и единственным в итоге) ювелирным заводом со штатом около семидесяти человек. Потом была организация «Далькварцсамоцветы», первый опыт участия в международных выставках, первое признание жюри конкурса «Ювелирный олимп».

Кстати, говоря о себе как о самоучке, ювелир вспоминает:
- Да я первые изделия серебряные паял обычным пальником. Потом только узнал, что так нельзя совсем, есть своя технология.

Над златом не зачахнет

Серебро, золото, драгоценные и поделочные камни со временем стали лучшим друзьями инженера. Даже дошло однажды дело до кусочков Сихотэ-Алинского метеорита, которые были распилены, отшлифованы и вставлены в кулон и кольцо.

Когда спрашивают у Виктора, как он пришел к титану, говорит – случайно, решил попробовать что-то новое. Изначально нравилось, что при обжиге на металле появляется окись синего или ярко-фиолетового цвета.

Первым подопытным экземпляром стал небольшой кусок титанового сплава, валявшийся в гараже. Из такого в свое время делали лопасти турбин на «Дальэнергомаше».


волошенко3.jpg

Титан инертен к кислотам, плавится только при температуре 3 тыс градусов Цельсия и только в газовой среде, иначе начинает гореть. Обработка требует не только сил, но и терпения.

- Лежал у меня этот кусок на столе буквально перед носом. Возьму, попилю, бросаю. Он отвратительный в плане обработки. У него самый высокий коэффициент трения, залипает в инструмент, не гнётся. Несколько раз я брался за него. В итоге просто заставил себя. И по ходу дела понял, что у меня получается деталь для кольца – мужского, брутального, - вспоминает мастер.
Со временем стало ясно, что титан отлично комбинируется с золотом, причем золотом желтого оттенка, и всевозможными камнями, даже с бриллиантами. Самая первая титановая коллекция была изготовлена с помощью штифтов и заклепок, ведь никакой пайкой титан с золотом не скрепить. Можно только сваркой соединить, а для этого нужен специальный и весьма недешёвый аппарат. Он был куплен как раз на деньги, вырученные от продажи первых двух колец на основе титана.

Братство титана

Ювелиров, которые работают с этим, часто называемым «космическим» материалом, Виктор Волошенко изредка встречает на выставке в Санкт-Петербурге. В основном это профессионалы из центральных регионов России, среди дальневосточников таких нет.

Введя моду на брутальные и необычные украшения, хабаровский покоритель титана нашел отклик не только у ценителей, но и у ценительниц эксклюзива. Колечки, серьги и браслеты расходятся по частным ювелирным коллекциям «на ура». Важный момент: титан втрое легче золота, поэтому из него можно вырезать весьма объемные сережки, которые не оттянут мочки ушей.

Бывает, какие-то вещи буквально ждут своего хозяина годами. А потом – выставка или короткий репортаж на местном ТВ, а следом – звонок: «Увидел вот то самое, неважно, сколько стоит, забираю!».

- Когда мы выпускались из института, наставники говорили, что мы не просто инженеры, а ещё и конструкторы, изобретатели. Я себя в душе таким изобретателем и ощущаю, - делится Волошенко.
su05c.jpg

Полет инженерной мысли чувствуется во всех его урбанистических произведениях, будто сошедших с экранов кино про жизнь землян через 100 – 200 лет. Взять хотя бы кулон с аметистом: сними его со шнурка, переверни – получится зажим для галстука. А просьба показать массивную подвеску, которую мастер носит постоянно, обернулась разбором драгоценного конструктора!
- Это небольшой серебряный кулон, подарок давний. Я ему сделал такую «подложку» из золота. Ну еще крепление изготовил, чтобы телефон не терялся, тут же висел. А, ну вот с обратной стороны флэшка вставляется. А соединение трёх латинских букв «V» - мой фирменный знак, - раскрывает личные тайны ювелир.
Бывает, он иногда балуется, и тогда взамен графичных и выверенных линий появляются узнаваемые образы. В этом ряду есть байкерский перстень, с одной стороны которого – печать с известными лишь владельцу символами, а с другой – череп! Фишка в том, что сама «мёртвая голова» выпилена из титана, зубы в двигающейся челюсти – золотые, а глазницы украшены двумя приличного размера бриллиантами.



Ещё одна прямо-таки настоящая конструкторская работа – модель бульдозера «Komatsu» в масштабе 1:80. Из почти четырехсот деталей, с двигающимися отвалом, «зубами» и гидроцилиндрами. Выполнена из титана, серебра, золота и бриллиантов.

А вообще, несмотря на загадочный флёр, который его натуре придаёт в том числе и работа с нетривиальным металлом, Виктор Волошенко легко делится своими мыслями и задумками. Одна из его свежих идей – титановое кольцо, созданное в знак признательности группе «ДДТ» и её лидеру Юрию Шевчуку. Ему и мечтает вручить свой подарок ювелир через два месяца, когда легенды российского рока приедут с концертом в Хабаровск.



Кстати 

Килограмм титана стоит около тысячи рублей. Главная ценность в изделиях из него – художественный замысел и кропотливая работа ювелира.   

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме