Невозможно говорить с молодежью языком Чехова
«Зимняя режиссёрская лаборатория» — так назывался проект, который состоялся в Хабаровском краевом театре драмы. За неделю практически круглосуточной работы три приглашённых молодых, но уже достаточно известных в России режиссёра Алексей Забегин, Николай Русский (Санкт-Петербург) и Сергей Чехов (Новосибирск) вместе с артистами театра буквально «родили» три эскизных спектакля на материале современной драматургии, затем представили их зрителям и экспертам.

Координатор проекта — питерский режиссёр Евгения Богинская (она уже не в первый раз приезжает в Хабаровск, в частности, поставила в «драме» спектакли «Бесконечный апрель» и «Мне моё солнышко больше не светит») объяснила ИА «Хабаровский край сегодня», зачем нужны такие скорости.

— Поменялось время, ритм жизни стал другим, меняется и сам театр. Сейчас все надо делать быстро. Молодые режиссёры, в отличие от коллег предыдущих поколений, готовы и умеют быстро работать. Вообще, считаю, что театр должен обновляться, говорить о современном, насущном, настоящем. Лично я ставлю на молодых режиссёров. Вот посмотрите на ребят, которых мы привлекли поработать на лаборатории в Хабаровске. Им всем около 30 лет, но они уже интересны критикам, становятся участниками многих фестивалей, в том числе и «Золотой маски». Спектакли (вернее их эскизы), которые поставили режиссёры в Хабаровск, - очень разные. И всё они живые, все про нашу современную жизнь.
А театр, прежде всего, и должен быть живой. Молодёжь ходит туда именно благодаря интерактивности, возможности посопереживать, поучаствовать.

Для того, чтобы молодежь ходила в театр, нужно разрабатывать какие-то уникальные программы. Реализуемый в хабаровской «драме» проект «Беби-среда. Амур» для детей чуть ли не грудного возраста и родителей - одна из них. Сейчас театры часто «захватывают «нестандартные пространства: магазины, парковки, бизнес-центр с большими окнами. У вас в Хабаровске ТЮЗе этим занимается — это классно.
Понимаете, современную жизнь очень сложно отразить через классику. Невозможно говорить с молодыми людьми только языком Островского, Чехова или Горького.

эксперимент.jpg

В «Зимней режиссёрской лаборатории» в Хабаровске также приняла участие театральный критик Оксана Ефременко из Новосибирска.

- Формат лаборатории существует уже более десяти лет, - рассказал она. - Главная идея заключается в том, чтобы встряхнуть артистов и театры в провинции. Ведь что такое лаборатория? Это когда откровенно, очень в сжатые сроки надо сделать продукт, достойный внимания. Душа нараспашку, нет времени, чтобы переделать ту или иную мизансцену по сто раз.

Хабаровск для лаборатории был выбран потому, что здесь есть недостаток современной драматургии, театры более ориентированы на классику, а разговор о современности невозможен без современных текстов и языка. 

Кстати, молодые режиссёры охотно участвуют в таких экспериментах. Вырваться для постановки из театральной столицы, того же Санкт-Петербурга, в другой город на два месяца не каждому удаётся. На неделю же всегда можно приехать. Причем очень часто вот такие эскизные спектакли после доработки входят в репертуар театров.
Кстати, бытует мнение, что столицы и провинция — это как бы не равноценный диалог. В той же Москве или Питере, мол, и денег больше, и все лучшие силы оседают там, и что с нас в провинции взять...

Возможно, так было 10-20 лет назад, но сегодня это не так. В этом году я работала экспертом на «Золотой маске», посмотрела много постановок и я делаю вывод, что ситуация выровнялась. Провинция — равноправный конкурент театральных столиц.

Я даже не говорю о таких такие театральных центрах, как Омск, Новосибирск, Екатеринбург, где всегда что-то интересное происходит. Началось движение и в малых городах, где театры порой располагаются в Домах культуры и прочих неприспособленных зданиях.

Туда поехали молодые режиссёры и это «выстрелило». Бывают города, где в бытовом плане даже сложно живётся. А театр есть, и он конкурентоспособен. И это радует.

Справка


В пьесе «Карась» мама и дочка общаются по Skype. Дочь живет в России, а её мать ищет просветление в Индии с подружкой. Дочке надо приготовить рыбу, а она живая, её нужно умертвить, дочь не знает, как, всю пьесу долит мать: как же быть с карасем. Это размышления о смерти и жизни, о взаимоотношениях между родителями и детьми, об утратах и обретении вечного покоя и о том, что люди тратят жизнь на всякую ерунду.

В пьесе «Серёжа очень тупой» к главному герою домой заявляется троица курьеров. Вместо того чтобы отдать ему некую обещанную посылку, они вальяжно располагаются у Сережи дома, ведут с ним странные беседы, отказываясь уходить. Это пьеса про абсурд нынешней жизни, правила игры в которой задает непонятно кто по непонятным простым людей алгоритмам. Правда, когда все ждут какого-то печального финала истории, является жена тупого Сережи, и выгоняет гостей.

Пьеса «Аппликация» - о любви. Девушка Саша влюбляется в писателя через его текст. Пьеса о том, что буквы, пусть даже удачно сложенные – это всего-навсего буквы, а жизнь – это жизнь.
Невозможно говорить с молодежью языком Чехова
Автор:

Зачем в Хабаровске за неделю родили тупого Сережу

Культура, 01 февраля, 09:30

Невозможно говорить с молодежью языком Чехова

Зачем в Хабаровске за неделю родили тупого Сережу

Невозможно говорить с молодежью языком Чехова
«Зимняя режиссёрская лаборатория» — так назывался проект, который состоялся в Хабаровском краевом театре драмы. За неделю практически круглосуточной работы три приглашённых молодых, но уже достаточно известных в России режиссёра Алексей Забегин, Николай Русский (Санкт-Петербург) и Сергей Чехов (Новосибирск) вместе с артистами театра буквально «родили» три эскизных спектакля на материале современной драматургии, затем представили их зрителям и экспертам.

Координатор проекта — питерский режиссёр Евгения Богинская (она уже не в первый раз приезжает в Хабаровск, в частности, поставила в «драме» спектакли «Бесконечный апрель» и «Мне моё солнышко больше не светит») объяснила ИА «Хабаровский край сегодня», зачем нужны такие скорости.

— Поменялось время, ритм жизни стал другим, меняется и сам театр. Сейчас все надо делать быстро. Молодые режиссёры, в отличие от коллег предыдущих поколений, готовы и умеют быстро работать. Вообще, считаю, что театр должен обновляться, говорить о современном, насущном, настоящем. Лично я ставлю на молодых режиссёров. Вот посмотрите на ребят, которых мы привлекли поработать на лаборатории в Хабаровске. Им всем около 30 лет, но они уже интересны критикам, становятся участниками многих фестивалей, в том числе и «Золотой маски». Спектакли (вернее их эскизы), которые поставили режиссёры в Хабаровск, - очень разные. И всё они живые, все про нашу современную жизнь.
А театр, прежде всего, и должен быть живой. Молодёжь ходит туда именно благодаря интерактивности, возможности посопереживать, поучаствовать.

Для того, чтобы молодежь ходила в театр, нужно разрабатывать какие-то уникальные программы. Реализуемый в хабаровской «драме» проект «Беби-среда. Амур» для детей чуть ли не грудного возраста и родителей - одна из них. Сейчас театры часто «захватывают «нестандартные пространства: магазины, парковки, бизнес-центр с большими окнами. У вас в Хабаровске ТЮЗе этим занимается — это классно.
Понимаете, современную жизнь очень сложно отразить через классику. Невозможно говорить с молодыми людьми только языком Островского, Чехова или Горького.

эксперимент.jpg

В «Зимней режиссёрской лаборатории» в Хабаровске также приняла участие театральный критик Оксана Ефременко из Новосибирска.

- Формат лаборатории существует уже более десяти лет, - рассказал она. - Главная идея заключается в том, чтобы встряхнуть артистов и театры в провинции. Ведь что такое лаборатория? Это когда откровенно, очень в сжатые сроки надо сделать продукт, достойный внимания. Душа нараспашку, нет времени, чтобы переделать ту или иную мизансцену по сто раз.

Хабаровск для лаборатории был выбран потому, что здесь есть недостаток современной драматургии, театры более ориентированы на классику, а разговор о современности невозможен без современных текстов и языка. 

Кстати, молодые режиссёры охотно участвуют в таких экспериментах. Вырваться для постановки из театральной столицы, того же Санкт-Петербурга, в другой город на два месяца не каждому удаётся. На неделю же всегда можно приехать. Причем очень часто вот такие эскизные спектакли после доработки входят в репертуар театров.
Кстати, бытует мнение, что столицы и провинция — это как бы не равноценный диалог. В той же Москве или Питере, мол, и денег больше, и все лучшие силы оседают там, и что с нас в провинции взять...

Возможно, так было 10-20 лет назад, но сегодня это не так. В этом году я работала экспертом на «Золотой маске», посмотрела много постановок и я делаю вывод, что ситуация выровнялась. Провинция — равноправный конкурент театральных столиц.

Я даже не говорю о таких такие театральных центрах, как Омск, Новосибирск, Екатеринбург, где всегда что-то интересное происходит. Началось движение и в малых городах, где театры порой располагаются в Домах культуры и прочих неприспособленных зданиях.

Туда поехали молодые режиссёры и это «выстрелило». Бывают города, где в бытовом плане даже сложно живётся. А театр есть, и он конкурентоспособен. И это радует.

Справка


В пьесе «Карась» мама и дочка общаются по Skype. Дочь живет в России, а её мать ищет просветление в Индии с подружкой. Дочке надо приготовить рыбу, а она живая, её нужно умертвить, дочь не знает, как, всю пьесу долит мать: как же быть с карасем. Это размышления о смерти и жизни, о взаимоотношениях между родителями и детьми, об утратах и обретении вечного покоя и о том, что люди тратят жизнь на всякую ерунду.

В пьесе «Серёжа очень тупой» к главному герою домой заявляется троица курьеров. Вместо того чтобы отдать ему некую обещанную посылку, они вальяжно располагаются у Сережи дома, ведут с ним странные беседы, отказываясь уходить. Это пьеса про абсурд нынешней жизни, правила игры в которой задает непонятно кто по непонятным простым людей алгоритмам. Правда, когда все ждут какого-то печального финала истории, является жена тупого Сережи, и выгоняет гостей.

Пьеса «Аппликация» - о любви. Девушка Саша влюбляется в писателя через его текст. Пьеса о том, что буквы, пусть даже удачно сложенные – это всего-навсего буквы, а жизнь – это жизнь.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме