Солисты Ирина Котова и Илья Ткач прилетели в краевую столицу, чтобы подарить хабаровчанам вечер вокальной музыки. Его можно назвать концертом-возвращением, ведь артисты хорошо знакомы местным ценителям классики. Сейчас ребята – студенты Московской консерватории, но не разделяют себя с родным Хабаровском и уже предвкушают долгожданную встречу со своими зрителями, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Сцена из детства
Ирина даже не надеялась на поступление в консерваторию, но всё же решила попробовать. Когда она вошла в концертный зал, стены которого помнят голоса корифеев оперы, настоящих легенд, подумала: «Ну хотя бы постоять недолго на этой сцене – уже подарок судьбы».
– Я была уверена, что не пройду, поэтому совершенно не волновалась перед прослушиванием, – говорит Ирина, – Волнение всегда чувствуется в голосе. Мой же был спокоен. Наверное, это сыграло свою роль – меня приняли, как и Илью – моего молодого человека.
За год до этого момента они вместе приехали в Москву, чтобы поступить в Российскую академию музыки имени Гнесиных, но не сложилось. Тогда было очень обидно, но теперь Ирина благодарна судьбе – так должно было случиться, потому что это позволило им поработать солистами в Хабаровской филармонии.
– Здесь я пела ещё когда была ученицей музыкальной школы, – вспоминает артистка. – От этой сцены веет чем-то родным. Возвращение домой – всегда прекрасное ощущение.
Отец же говорил!
В детстве родители Ирины всегда следовали за её творческими предпочтениями, не ограничивая в выборе. Она и пела, и рисовала, и занималась танцами. Но музыка всё-таки победила. Отец – в прошлом океанолог – всегда чувствовал, что это её путь, и очень расстроился, когда мама настояла на том, чтобы Ирина поступила не в колледж искусств, а в ТОГУ на «Экономику и управление».
– Мама считала, что не стоит связывать жизнь с музыкой, потому что голос – очень хрупкий инструмент. И я согласилась с этим, но от пения не отказалась. Мы с Ильёй учились в ТОГУ по творческому договору – представляли свой вуз на конкурсах и фестивалях. Мы много выступали, ездили на гастроли, но в какой-то момент поняли, что нам не хватает профессионализма, и всё-таки пошли в колледж искусств. Папа тогда сказал: «Ну я же говорил!» Пытались совмещать какое-то время профессии, но это слишком сложно, да и по-настоящему «горели» мы только музыкой, - говорит Ирина.
Тот, кто всегда поймёт
С Ильёй судьба свела Ирину ещё в 11 классе. Они вместе пели в ансамбле «Вдохновение», выступали дуэтом, вместе поступили в колледж и не поступили в Гнесинку, а потом вместе прошли сразу в три лучших творческих вуза страны: Российскую академию музыки, ГИТИС и Московскую консерваторию, и уже сами выбирали, какому из них отдать предпочтение.
– Сейчас Илья готовит партию графа из оперы «Свадьбы Фигаро» в театре при консерватории, – рассказывает Ирина. – У парней вообще другая ситуация в нашем прекрасном мире музыки – их значительно меньше. Но это не значит, что им совсем не приходится стараться. Поэтому я всегда радуюсь, когда у него всё получается – он большой молодец.
Для Ирины важно, что они с Ильёй учатся в одном вузе. Иначе, наверное, и не виделись бы, погруженные в профессию сутки напролёт.
– Иногда думаю, что если бы рядом со мной был человек, не увлечённый музыкой так же, как я, мне было бы очень тяжело, – признаётся девушка. – Например, многие не понимают, как можно устать от выступлений. Думают: это же просто – выходишь красивая на сцену и поёшь в своё удовольствие. Но за этой легкостью стоит очень серьёзная ежедневная работа. Когда выступаешь на сцене, происходит такой обмен энергетикой с залом, что порой я чувствую себя выжатым лимоном. Человек, не испытавший это на себе, не поймет.
Я – мой персонаж
Не каждые солисты смогут безукоризненно спеть дуэтом, как бы хороши они не были поодиночке. Бывает, что тембры по природе своей не сливаются – это звучит некрасиво, сколько ни старайся. Голоса Ирины и Ильи напротив – будто созданы друг для друга. В Хабаровск они привезли очень красивую программу, над которой много работали.
– Поскольку у нас Хабаровске уже есть свой зритель, мы хотим исполнить новые произведения, и только те, которые находят отклик в нас самих. Это будут романсы и арии из опер Моцарта, Вивальди, Римского-Корсакова, Рахманинова и Чайковского. Я готовлю арию Марфы из оперы «Царская невеста» – очень сложная партия. На тот момент её уже отравили, и её разум то проясняется, то она вновь проваливается в другой мир. Эти страшные вещи должны отражаться в голосе. Недостаточно просто поддать и спеть что-то громче. У моего педагога Галины Писаренко, которой 84 года и много талантливых выпускников, особый подход. Мы рассматриваем произведение не как набор звуков, а как характер, и с самого первого прочтения работаем над образом. Его нужно чувствовать в себе. Поэтому, когда я пою, я – не Ира, я – мой персонаж.
После окончания консерватории Ирина хочет стать оперной певицей. Она часто ходит в Большой театр и смотрит постановки. Для студентов там есть «стоячие» места где-то под потолком. Как сложится судьба – Ирина может только гадать. Возможно, она продолжит восхищать своим сопрано хабаровских ценителей классики, а может когда-нибудь и новое поколение будущих корифеев, ютящихся под потолком Большого, слушая её, вздохнет: «эх, мне бы так».
Концерт солистов Ирины Котовой и Ильи Ткача «Viva la musica!» состоится в концертном зале хабаровской краевой филармонии 28 января в 17.00.