Главное
Культура, 17 января, 17:00

Никогда не скажу: дайте денег, и мы тогда... - Антон Шабуров

Главный дирижёр Дальневосточного академического симфонического оркестра - об избранной публике и развращенном футболе

Никогда не скажу: дайте денег, и мы тогда... - Антон Шабуров
Уже почти полгода за дирижерским пультом Дальневосточного академического симфонического оркестра стоит новый дирижёр – Антон Шабуров. Срок сам по себе, понятно, небольшой. Тем не менее, за это время он успел освоиться на хабаровской земле, что называется, спеться с коллективом, осуществить ряд интересных проектов. И, судя по настрою нового рулевого ДВАСО, планов у него громадьё, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Вечера с главным

— Антон Александрович, в этом сезоне в репертуаре оркестра появился экспериментальный не только для Хабаровской краевой филармонии, но и для вас самого проект — «Вечера с главным дирижёром», где Антон Шабуров выступает ещё и в роли… рассказчика. Как родилась такая идея?

— Признаюсь, долго искал для себя внутренний формат таких вечеров. Я ученик Геннадия Николаевича Рождественского, который блестяще дирижировал и рассказывал со сцены. Однако долго боялся за такое браться, понимал, что так у меня не получится. Но всегда что-то происходит в первый раз. А ещё я большой фанат лекций по литературе Дмитрия Быкова и, наверное, в его рассказах тоже почерпнул некое вдохновение. В результате для музыкального мира получилась не совсем привычная история. На «вечерах с главным дирижёром» я говорю о каких-то феноменах, проблемах, культурных явлениях, которые волнуют, прежде всего, меня самого, и стараюсь это сделать так, чтобы было интересно и слушателям. Приживётся ли такая форма? Посмотрим. Два концерта в этом формате уже прошли, два ещё предстоят. Потом проанализирую обратную связь от публики.
  
— Кстати, насчёт публики. Во время концерта «Роковые страницы истории» к 100-летию революции вы сказали: «Удивлен, что в зале столько народу. Думал, что эта музыка для избранных. Не ожидал, что в Хабаровске столько избранных…». Что можете сказать о нашем зрителе?

— Ни для кого не секрет, что симфонический оркестр — это, скажем так, не массовая история. Всё это требует определённой подготовки, причём не только в плане знаний, но и в каком-то душевном смысле.
Не скрою, опасения, как всё это воспримет публика, у меня были. Тем более был наслышан, что в Хабаровске существуют проблемы с продвижением так называемых не репертуарных сочинений. Ведь в симфонической музыке есть набор кассовых произведений, на которые люди всегда придут. Но этот круг очень узок и его здесь переиграли до меня.

Я попытался расширить границы, куда попали, прямо скажем, не самые популярные сочинения. Меня удивило и воодушевило большое количество людей в зале. На деле (чему я очень рад) получилось, что в Хабаровске достаточное большое число просвещённой, тонко чувствующей, интеллектуальной публики, для которой мы работаем в первую очередь. В иные города-миллионеры я такие вещи протащить не мог. Мне говорили: «Зачем? Есть Чайковский, Рахманинов и хватит». А здесь удаётся не только всё это воплощать в жизнь, но и народ действительно идёт на такие концерты.

Как в футболе

— С коллективом вы успели «спеться» ещё до начала сезона, но при этом сразу столкнулись с кадровыми проблемами. Как они решаются?

— Эта работа не одного дня. Но положительная тенденция наметилась. Уже несколько музыкантов, которые по разным причинам покинули оркестр, вернулись. Ведём переговоры и с другими людьми, имевшими в своё время отношение к ДВАСО. Как и обещал, я начал «подрывную» деятельность (улыбается) у себя на родине. Два скрипача из Екатеринбурга приехали к нам ещё в начале сезона. Недавно сагитировал и девушку-альтистку из Новосибирска, с которой пересеклись на гастролях. Надеюсь, что это только первые ласточки.

— Перед открытием сезона вы сказали: «Когда человек за свой труд получает приличные деньги, он после репетиции идёт домой и совершенствуется. А у нас музыкант после репетиции нередко идёт на… другую работу… Отсюда и качество страдает. Но я намерен с этим бороться». Боретесь?

— Борюсь (улыбается). Но тут, понимаете, какое дело. Всегда привожу в пример отечественный футбол. В лихие 1990-е он был в упадке: денег не было, игроки разъезжались кто куда.
Сейчас зарплаты в российском футболе запредельные. В редких странах мира получают столько, сколько у нас. Но лучше-то играть мы не стали. Увы, деньги (особенно несправедливо заработанные) развращают.

 Это я к тому, что деньги решают не всё. Для меня первично — добиться феноменальной самоотдачи от музыкантов на сцене. И тогда это рано или поздно вознаградится. Я не сторонник того, чтобы прийти в выше-стоящие организации и сказать: «Дайте нам денег, и мы тогда заиграем!». Сначала нужно заиграть, пусть это в какой-то момент будет и на зубах, а уж потом… Хорошо помню, как в 2008 году начинал свою дирижёрскую деятельность и получал сущие копейки. Но тогда я твёрдо решил: «Буду делать это не за деньги, а зарабатывать себе репутацию».

6e3b885e79951c57c296748e45412734.jpg

Дальневосточный Санкт-Петербург

— Хотелось бы узнать ваши впечатления о Хабаровске…

— По моим наблюдениям, Хабаровск и Владивосток — это в некотором роде дальневосточные Санкт-Петербург и Москва. Владивосток построен хаотично и этим напоминает Москву. Хабаровск больше напоминает культурную столицу. Город выглядит компактнее: улица - улица, переулок - переулок, и архитектурно более выдержан. По крайней мере, центр. В этом смысле Хабаровск мне очень нравится, и я получаю огромное эстетическое удовольствие, даже когда просто гуляю по нему. Понятно, что у города есть свои ограничения. Всё-таки Дальний Восток — это особый регион. Но если раньше у меня было ощущение: «А это вообще где?», то теперь такое чувство, что настоящая жизнь именно здесь. Во всяком случае, такой интенсивности и наполнения творческой жизни в других городах у меня не было.

— Вы долго думали перед тем, как решиться поехать работать сюда?

— Самое интересное, что в Хабаровск вообще попал случайно: выиграл конкурс, сам не зная того, что в нём участвовал. Свой первый визит сюда 3 декабря 2016 года расценивал, как обычный приезд приглашённого дирижёра. А это оказались смотрины, после чего мне и сделали предложение возглавить оркестр. Дальше уже стал думать я. Понимаете, ведь я ехал сюда не за строчкой в биографии (это уже давно не интересно). Хотелось именно сделать что-то такое, что до меня ещё никто не делал, помочь региону получить оркестр другого уровня. Осознавал, что работа предстоит тяжёлая и в какой-то мере не-благодарная, поскольку её результаты будут видны ещё не скоро. Но я ни разу не пожалел, что приехал в Хабаровск.
А насчёт отдалённости региона… Я сейчас пристально слежу за одним моим коллегой, французским дирижёром, который уехал на ПМЖ аж на Филиппины и с нуля создаёт там оркестр. Так что я в сравнении с ним уехал не так уж далеко.

Ничто не отвлекает от работы

— Ваши родственники живут в Екатеринбурге?

— Конечно. Там же живёт и моя спутница жизни, которая работает музыкантом в оркестре. Разумеется, скучаю по дому. Но зато здесь, в Хабаровске, могу работать максимально эффективно и ничто меня не отвлекает. Прихожу в филармонию к девяти часам утра, а возвращаюсь уже поздно вечером. То есть дома, по сути, только сплю. Такой ритм жизни мне нравится.

— Времени на другие увлечения, наверное, не остаётся?

— В юности интересовался футболом. Болел за родной «Урал», по ночам смотрел Лигу чемпионов. Но потом это как-то прошло. Увлекаюсь историей, люблю читать. Во время чтения нередко рождаются мысли, которые стараюсь перенести на сцену. Ещё люблю путешествовать. Благодаря профессии где только не побывал. Но опять же это не туристические поездки, а гастроли. Поэтому не всегда даже город удаётся толком посмотреть. Настолько погружаюсь в работу, что времени катастрофически не хватает. Себя корю, что до сих пор не дошёл до Хабаровского краеведческого музея им. Н.И. Гродекова. Но обязательно там побываю. Надеюсь, что и до стадиона доберусь.

— Ближайшими планами не поделитесь?

— Я человек суеверный и раньше времени стараюсь занавес не приоткрывать. Скажу только, что мы уже вовсю верстаем новый сезон. Сейчас уже не терпится всё это начать воплощать. Дебютный мой сезон, как ни крути, притирочный, многое спланировано было ещё до меня. А вот следующий верстаю уже сам. И это безумно интересный процесс.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме