Главное
Культура, 15 января, 12:00

Ковёр-конструктор и живые куклы Оксаны Барановой

Звёздным оказался прошлый год для хабаровской мастерицы

Ковёр-конструктор и живые куклы Оксаны Барановой
Звездным оказался прошлый год для нанайской мастерицы Оксаны Барановой. Она стала победителем ежегодного краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу» и лауреатом премии губернатора в области народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера. За этим – большой труд и непреодолимое желание двигаться вперед.

Ковер бесконечности

- Когда она готовилась к конкурсу ремесел, захотелось сделать что-то совершенно новое, чего до меня еще никто не делал, - рассказала ИА «Хабаровский край сегодня» Оксана Баранова. - Долго думала. И вдруг однажды ночью поняла, что хорошо бы сделать модульный ковер. И тогда возникла идея - река Амур и рыбы, которые рождаются, чтобы умереть и родиться вновь.

Всю эту историю о вечности жизни она рассказала словами национального нанайского узора. И хотя ковер ее плоть от плоти традиционный, исполненный в лучших традициях нанайской культуры и образа мысли ее народа, его сочли предметом современного искусства. За что и отметили.

Ее ковер в серебристых тонах, струится, словно река. Там, в чистых глубинах, происходит рождение жизни, из икринок на свет появляются рыбы. И плывет на шелке бесконечная река, которой нет конца и края.

Ковер состоит из четырех полотен, которые можно произвольно соединять в единую картинку, или разделить на отдельные части, или соткать новые и вплести их в ткань уже существующего рисунка. И всякий раз будет получаться что-то неожиданное. Такой ковер можно создавать до бесконечности, главное не потерять ту самую главную ниточку, которая разматывается как клубок – бесконечное движение реки, как самой жизни. Тона ткани она подобрала под рыбью кожу. Причем, так искусно, что многие думают, что это она и есть.

ЭТУ1.jpg

Оксане он и самой нравится. Единственная из вещей, сделанных ее руками, висит в их городской квартире. Все остальное, что она делает, – уходит. Ей жаль расставаться со своими работами, но она их для того и придумывает, чтобы в чьем-то доме поселилась маленькая радость.

Живые куклы


Оксана – мастер на все руки, но чаще всего она делает кукол. Они у нее живые - и хозяйки, ибо ходят по воду, и мастерицы, ибо вышивают, и искусницы, они играют на музыкальных инструментах. Если мужчина, то, конечно же, удачливый охотник, он с хвостами подбитых соболей, белок. Или рыбак - с уловом. И у каждой куклы свой характер.

20160726_123412.jpg

Однажды Оксана пришла на городскую выставку цветов в парк и рассадила своих кукол. Все, кто подходили к ее столику, невольно начинали улыбаться.
- Посмотрите, какие добрые у нее куклы, - сказала одна из посетительниц, обращаясь к собравшимся. - Наверное, у них хозяйка добрая.

Кукол ее тогда раскупили, как, впрочем, почти всегда, когда она их выставляет. Труд свой Оксана ценит недорого. Ведь куклу сделать - не халат из рыбьей кожи сшить. И каково же было ее удивление, когда она недавно увидела на популярном сайте продаж своих кукол, за которые просят десять–двенадцать тысяч рублей.

Она, наивная, даже позвонила по объявлению и возмутилась, дескать, что это за цены дикие?!

А ей ответили, дескать, извините, но это же ручная работа, эксклюзив!

altAjtTSRqy9dq4_uU3nEsBtbOYVzOdYRFpcKYXJS2FT7_6.jpg

Все успеть


Оксана родом из Сикачи-Аляна, там училась в школе.
- С детства я что-то мастерила, - рассказывает Оксана Баранова. - Хотелось, чтобы у моих младших брата и сестры были игрушки и интересные вещи. Мама в свободное время шила тапочки, а днем, когда она уходила на работу в библиотеку, я садилась за машинку. Так рождались красивые новогодние костюмы. В одиннадцатом классе я уже вела кружок «умелые руки» в местном клубе.

А потом к ним в деревню стали приезжать туристы, в том числе и иностранные. И всем хотелось увезти что-то на память. Оксана стала мастерить кукол. И очень удивилась, когда за ее простые поделки сначала из бумаги с орнаментом, а потом тряпичные платили доллары.

Поскольку творческие способности в девочке обнаружились рано, она без труда поступила на худграф тогдашнего Хабаровского пединститута. Вернулась домой, и одиннадцать лет работала в родной школе. Преподавала рисование, черчение, труды и даже грамматику нанайского языка. И все эти годы в ней происходила очень серьезная внутренняя работа – накопление новых знаний, опыта, впечатлений, чтобы она начала заниматься творчеством.

В конце концов, Оксана Баранова переехала в Хабаровск. И все круто изменилось. Она встретила любовь, у них с мужем родилась дочка. Появилось столько душевных сил, замыслов, что теперь у нее не хватает времени, чтобы все успеть.

Была бы рыба


Своих кукол она делает и на работе, а Оксана Баранова – педагог в Центре народных ремесел, и дома. Все у них – настоящее. Если мех, то из норки, если бубен, то из выделанной рыбьей кожи. Оксана научилась это делать сама в условиях городской квартиры. Смеется: «Была бы рыба»! И национальная вышивка – вручную. Может быть, поэтому ее кукол отмечают на всяких конкурсах.

А ей хочется заняться чем-то более серьезным. Например, сшить несколько современных халатов. Да хорошо бы и семью свою одеть. Начала для дочки халат, да все не получается закончить. А из того, что у нее был, девочка выросла.

DSC02165.JPG

Она вспоминает, как на фестиваль «Живая нить» пошила для дочки, а ей тогда не исполнился еще и год, костюм. Мама в халате, дочь – в необыкновенном национальном наряде.
- Готовимся выйти на дефиле, - вспоминает Оксана. - Нам на сцену, а доча моя уснула прямо у меня на плече. Так я и вышла. Потом детский костюм купил японский собиратель традиционного искусства коренных малочисленных народов Севера. Теперь халат с шапочкой Оксаны Барановой хранится в одном из музеев Японии.

Оксана так тонко чувствует национальный узор, цвет поскольку живет в согласии с природой. С детства она ходила в тайгу за грибами, ягодами, за берестой. Она и теперь выбирается домой. Осенью вот ездила на рыбалку. Надышалась рекой, своим родным воздухом. Набрала корней тальника для туесков.

Глядя на разноцветье сопок, поняла, что хочет сделать еще один ковер-конструктор на тему золотой осени или времен года.
- Может, даже кисточку в руки возьму, ведь писала же когда-то этюды, - замечает Оксана. - Из нашего деревенского дома открывается вид на реку. Выходишь на крыльцо, а перед глазами залив с лодками, сопки. И все это отложилось в памяти, все со мной. Кажется, обмакни краску, и все польется на холст.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме