Главное
Культура, 15 октября, 14:05

Спектакль хабаровского ТЮЗа претендует на «Золотую маску»

Эксперты национальной театральной премии побывали на показе спектакля  «Дознание» молодого хабаровского режиссёра Михаила Тычинина

Спектакль хабаровского ТЮЗа претендует на «Золотую маску»
Накануне эксперты национальной театральной премии побывали на показе спектакля  «Дознание» молодого режиссёра Михаила Тычинина. 

Экспериментальная постановка пьесы «Дознание» немецкого писателя Петера Вайса стала единственной на Дальнем Востоке, претендующей в этом году на главную театральную премию России «Золотая маска».  По словам экспертов, спектакль привлёк их внимание важной темой и инновационной формой, в которой зрителю отведена главная роль.

Сцена спектакля "Дознание"

— На первом этапе отбора мы знакомимся со спектаклями в видеозаписи, — рассказал член экспертного совета, театральный критик Андрей Пронин. — Те постановки, которые вызывают наибольший интерес комиссии, мы едем смотреть в самом театре. Это необходимо, потому что только зрителю доступны подлинные эмоции. Здесь не может быть посредников.  

Член экспертного совета премии "Золотая маска" Андрей Пронин

Критики отметили, что постановка пьесы Петера Вайса, написанная по материалам франкфуртского процесса над нацистскими преступниками, — значимое событие для отечественного театра. В последние годы российские режиссёры не брались за нее. Тема коллективной и персональной ответственности каждого за миллионы невинно убиенных раскрывается в спектакле ТЮЗа не через игру актеров, а благодаря вдумчивому прочтению текста пьесы самими зрителями. Им предлагается испытать на себе чувства узников концлагерей, выступавших на процессе 1963 года в качестве свидетелей, их надзирателей и палачей — шестеренок машины массового уничтожения.
Текст Пьесы Петера Вайса
— Режиссером выбрана очень сложная форма, но она вполне оправдана для этого произведения, — считает критик Андрей Пронин. — Если бы актеры взяли на себя главное действие, наверное, получилось бы трагичнее. Но в то же время это выглядело бы как эстетизация страдания тех многомиллионных жертв, самолюбование на фоне трагедии. Есть очень точное высказывание философа Адорно о том, что после Холокоста стыдно писать стихи. Многие ведь сегодня недоумевают, почему бы не рисовать красивые картины на манер великих классиков, ставить добрые спектакли. Я думаю, что тот нестандартный подход, который мы увидели сегодня на «Дознании», можно охарактеризовать, как поиск искусства после Холокоста.    

Сцена спектакля "Дознание"

Теперь, после просмотра спектакля, членам экспертного совета предстоит решить, станет ли «Дознание» номинантом на высшую театральную премию страны. Конкурс достаточно жёсткий: из сотен претендентов комиссия выберет около 20 постановок, которые будут показаны в Москве. Попадёт ли спектакль хабаровского ТЮЗа в их число, будет известно в начале ноября. 

Эксперты также отметили, что в рамках премии собирается отдельная программа «Маска плюс», в которую войдут не попавшие в основной конкурс работы.

— В этой программе мы стараемся показать как можно больше интересных постановок, особенно из регионов, заслуживших внимание, но не вошедших в число номинантов на главную премию, — объяснил эксперт Андрей Пронин. — Поэтому «Дознание» может претендовать и на неё. 
Марина Устимова, фото спектакля Натальи Ивацик
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме