Главное

Водитель и пассажир: кто прав?

05.12.2023
Куликов
Александр

Директор предприятия-перевозчика ООО «Дальавтотехэкспертиза» Александр Куликов о дефиците водителей общественного транспорта в Хабаровске и изменениях в законодательстве:

— Дефицит водителей общественного транспорта в Хабаровске сейчас очень серьёзный — от 20 по 50 процентов, в зависимости от предприятия и прибыльности маршрутов. Причин, которые я вижу, несколько.

Например, до пандемии у меня был полностью укомплектован штат водителей — я никого не брал на работу. Утром я приходил на предприятие и у меня в парке не стояло ни одного автобуса — все на маршрутах. Но потом, в разгар коронавируса, началось очень мощное давление со стороны контролирующих органов. Штрафовали за любое нарушение режима. Люди просто не выдерживали давления и уходили на другие предприятия — хлеб возить, песок на самосвалах, на вахту работать. И я не думаю, что они уже вернутся за руль автобуса. В итоге, после пандемии у меня осталось порядка 50% штата.

Поправить ситуацию могло бы увеличение зарплат, но тут вступает в силу другой фактор. Доллар растет, а вместе с ним растут цены на запасные части для автобусов и саму технику, которую перевозчикам надо обновлять. Предприятия же ещё и кредиты выплачивают, и объекты необходимые строят.

Всё это поглощает нашу прибыль - на повышение зарплат просто нет денег. Естественно, в сложившемся положении, перевозчикам приходится сокращать количество рейсов. Например, вместо десяти машин на маршруте у меня может быть шесть или того меньше — на это каждый день жалуются пассажиры, а я ничего поделать не могу. Кроме дефицита водителей не стоит забывать про Трудовой кодекс, согласно которому мои люди тоже должны ходить в отпуска, имеют право взять больничный.

Есть еще такой момент. Сейчас у пассажиров очень нервный эмоциональный настрой и они по любому поводу начинают цеплять водителей автобусов, которые ни в чём не виноваты. Это тоже для многих повод сменить работу. Как мне люди признаются, лучше они будут спокойно водить КамАЗ, и никто их не будет трогать.

Но и пассажиров можно понять — автобусов меньше и из-за этого растёт время ожидания. Люди опаздывают, мокнут под дождём, мёрзнут — не самое лучшее настроение после такого. Получается такой вот замкнутый круг, где все правы.

Да и с законами в нашей сфере не все понятно. Так, с апреля будущего года начинает действовать новая норма, согласно которой иностранные водители общественного транспорта должны будут поменять свои права на российские. Я почитал об этих изменениях и не совсем понял их суть. Сейчас все ждут разъяснений из Москвы.

Но граждане Таджикистана и Узбекистана и так давно поменяли свои водительские удостоверения — на них такое требование давно распространяется. Сейчас управлять общественным транспортом по своим правам могут только граждане Киргизии, Белоруссии и Казахстана, но по новым правилам, вроде бы, и дальше им это никто запрещать не собирается. Если же они сами захотят поменять права, то им нужно будет сдать только теоретический экзамен. Остальным же придётся, как мне объяснили в ГИБДД, заново учиться в автошколе и проходить аттестацию по общим правилам.

Поэтому, если граждан Киргизии - а в Хабаровске белорусов и казахов среди водителей автобусов нет - данный закон не коснётся, то проблем с пассажирскими перевозками прибавиться не должно. Потому что, повторюсь, таджики и узбеки, большинство которых приехало к нам работать на пассажирские перевозки и так выходят на маршруты с российскими правами — по-другому мы не берём на работу. Если с иностранными правами их поймают, то за каждый такой случай штраф 50 тысяч рублей.

По теме