Главное

Как научить мозг учиться?

23.05.2022
Вырупаева
Александра
Детский психолог Александра Вырыпаева - о тщеславии родителей и о том, надо ли развивать ребенка с пеленок:

- Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И абсолютно уверены, что делают все правильно. На самом деле это не так!
Конечно, каждый родитель по-своему понимает, что значит развивать ребенка, даже в профессиональных кругах идут дискуссии, что считается полезным, а что уже излишним. Кто-то убежден, что ребенку достаточно общения с мамой, наблюдая за которой, он познает мир. Другие - считают, что нужно сначала заниматься развитием крупной моторики, скажем, предлагать ребенку собирать пирамидку, домики, а уже потом мелкой.
Впрочем, есть стандартные рекомендации, они общедоступны, что сообразно возрасту должен уметь делать ребенок. Впрочем, имейте в виду, что ребенок никому ничего не должен!

На приеме невролог или терапевт обязательно спрашивает: говорит ли ваш ребенок, ходит ли? Ребенок может пойти в девять-десять месяцев, а может и в полтора года. И это норма, она у каждого своя! Границы этих норм – большие. Это должно успокоить родителей, ничего страшного с вашим ребенком не происходит!
По поводу сверх интеллектуального развития в раннем возрасте, когда родители пытаются учить ребенка читать, считать, то вряд ли это разумно. В Америке проводились достаточно продолжительные по времени исследования. Маленьким детям, которые еще лежат в колыбели, показывали научные картинки. Со временем дети узнавали их. Потом они начинали разговаривать, понимали, что именно они видели. Но к тому моменту, когда они шли в школу, те, кто занимались по этой программе, и те, которые не занимались, давали одинаковые результаты. Участвующие в эксперименте ничего уже не помнили из того, чему их пытались научить в младенчестве. В каждом возрасте у ребенка свои задачи. Нельзя перепрыгивать эти этапы.
Например, в начальном возрасте у детей хорошо развита память. Они легко запоминают все, что узнают, потом эта функция немного ослабевает, у них развивается логическое мышление. В младенческом возрасте главное – физическое развитие. Ребенок должен в свое время начинать ползать, это очень важно, так укрепляется его корсет. И только после этого ходить!
Когда мне говорят, что в пять лет мальчик считает, умножает, читает, я спрашиваю, а зачем? Есть такое понятие, как эмоциональное развитие, умение выстраивать отношения с другими людьми, своими сверстниками, они основываются на познании, любви, доверии. Если ребенка этому не научат в свое время, а сразу перейдут к серьезным вещам - послушности, аккуратности, усердию, вежливости, он останется будто без фундамента, без основы, на которой все строится. В будущем он, возможно, и будет хорошо считать, но не будет знать, как строить отношения, он скорее всего не будет счастливым, у него возможны депрессивные состояния. Он будет страдать, признаваясь, да, я многого добился, но у меня не складываются отношения, я одинок, у меня нет друзей. А время, когда этому учат, безвозвратно ушло.
И потом, видя не в меру усердствующих родителей, я всегда думаю, что родители воспринимают своего ребенка не как личность, которую я люблю и принимаю, а как объект приложения моих усилий, предмет для экспериментов. А он живой человек, маленький, но уже личность! И тут возникает вопрос уже к родителям, зачем им нужно, чтобы ребенок в пять лет проявлял способности вундеркинда?
Очевидно, у таких родителей есть какая-то своя боль, которую они хотят компенсировать с помощью детей. А хорошо бы свои потребности удовлетворять самостоятельно. Ребёнок не очень хочет быть инструментом для реализации чьих-то целей. Дети нуждаются в безусловной любви и принятии.
Ребенку надо доиграть свое, прожить свое детство сполна. Иногда дети явно не по возрасту могут сильнее кричать, или быть излишне привязанными к маме, не отпуская ее ни на минуту. Так вот это случается, если до трех лет родители не дают ему накричаться, а мамы не позволили ему сполна насладиться своим вниманием и заботой.
Развивать маленького ребенка, значит предлагать ему что-то делать руками. Если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Вот почему дети так поздно начинают говорить! Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, не жалуйтесь потом, что его мозг не работает, что он недостаточно силён, и придётся прикладывать большие усилия, чтобы догнать сверстников. Так что лепите с ребенком, складывайте мозаику из бисера, слушайте музыку, и он, когда пойдет в школу, порадует вас своими незаурядными успехами в математике и литературе!

По теме