Главное

Медиативный развод

12.04.2022
Пантелеев
Павел

Специалист по семейным спорам Дальневосточной палаты медиаторов Павел Пантелеев о современных технологиях расторжения браков:

- Давайте, заглянем в статические данные комитета ЗАГС и архивов Хабаровского края за прошлый 2021 год. На 8 922 свадьбы пришлось 7 294 развода! Ещё немного и количество новых и расторгнутых браков сравняется. В ряде регионов на западе России число разводов уже выше количества новых свадеб.

Лично я связываю такую ситуацию, в первую очередь, с тем, что женщины в современном обществе стали более независимы экономически. Именно они, по данным статистики, чаще всего становятся инициаторами прекратить отношения. По моему мнению, это следствие системного кризиса традиционных семейных отношений не только в нашей стране, но в большинстве государств мира.
Но, какими бы ни были причины роста числа разводов, к процессу расторжения брака нужно подходить ответственно. И тут на помощь готова прийти медиация. Понятие для нашего региона относительно новое. Медиатор – это специалист по внесудебному разрешению семейных споров. Мы работаем на грани психологии и юриспруденции.

Любой развод, если у пары есть несовершеннолетние дети, проходит по суду. И процесс этот может затянуться надолго: и год, и полтора. Траты на оценку имущества, экспертизы, вопрос с кем должны остаться дети, как правило, самый болезненный.

ЭксклюзивМнения
Педагог-психолог Светлана Небесная об адекватном подходе к разводу и безболезненном создании «лоскутной семьи» для взрослых и ребенка
26 ноября 2021, 10:00 0

Медиаторы готовы облегчить и ускорить этот процесс. Результатом нашей работы становятся либо медиативное, либо мировое, либо нотариальное соглашение. С этим документом, который имеет юридическую силу, суд принимает к рассмотрению и достаточно оперативно выносит своё решение о разводе пары с детьми. По времени обычно – две недели на переговоры и две недели на согласование и подписание соглашений. Итого – календарный месяц.

И так, с чего всё начинается. Мне поступает звонок первой стороны. В семи из десяти случаев инициируют развод женщины. Первая личная встреча с первой стороной. Обсуждаем, делимся, продумываем позицию для переговоров. Часто муж ещё не знает о планах своей половины расторгнуть отношения. Узнают об этом от меня, во время звонка второй стороне. Это – то, что очень отличает нас, медиаторов, от психологов и юристов. Самое интересное и завораживающее. Это то, что почти всегда на грани искусства. Это буря негативных эмоций, грязи, ругани. И вот нужно обе стороны усадить за стол переговоров.

Каждая история сугубо конфиденциальная. Могу говорить о конкретных случаях только самыми общими фразами. В моей практике самым сложным был факт, когда нужно было усадить за стол переговоров мужчину, который в буквальном смысле слова преследовал свою жену, которая инициировала расторжение брака. Для него же это был уже третий развод. Он пытался выкрасть ребёнка из детского сада в другом городе. Полиция за ним гонялась. В конце концов я уговорил его обратиться за профессиональной помощью к психиатру. Развод удалось провести цивилизованно.

ЭксклюзивМнения
Хабаровская сваха Лина Ильина о проблемах одиноких мужчин
10 июня 2019, 09:00 0

Когда удаётся найти контакт со второй стороной, организуем встречу с двумя супругами уже в настоящей переговорной сессии. Я убеждаю их, что, даже перестав быть юридически мужем и женой, они навсегда останутся родителями. Им придётся взаимодействовать друг с другом.

Когда мы обо всём договорились, я обращаюсь к нотариусу, и мы начинаем согласовывать текстовки соглашений. Финал такой работы – подписание соглашений у нотариуса: об алиментах, о порядке общения с ребёнком. Нотариально заверенное медиативное соглашение, по закону, имеет силу исполнительного листа. Его можно, даже минуя суд, передавать приставам на исполнение. Когда для пар с детьми начинается бракоразводный процесс, наличие этого медиативного соглашения коренным образом упрощает его. Стороны предъявляют этот документ судье: вот вопрос с разделом имущества мы решили, с кем останутся дети и порядок общения с ними определили, о выплате алиментов договорились. Суд в такой ситуации не даёт положенные три месяца разводящимся «на подумать», нет нужды тащить детей на заседания и лишний раз их травмировать. Решение выносится максимально быстро и максимально безболезненно, насколько это возможно.
Кстати, заключением таких медиативных соглашений завершается примерно половина всех обращений в моей практике. Процентов тридцать пар в ходе наших переговоров находят какие-то точки соприкосновения и решают брак всё-таки сохранить. Я их направляю к семейным психотерапевтам, это уже их дальнейшая работа. Оставшиеся 20% исчезают из моего поля зрения после первых консультаций. С одним из них мне случайно удалось встретиться через несколько месяцев после нашей первой и единственной встречи. Он сообщил, что, хорошо обдумав, они с супругой приняли решение сохранить брак.
По теме