Главное
Здоровье, 27 февраля, 12:45

Хабаровский хирург уникальными операциями спасает жизнь детям

Он единственный торакальный хирург на Дальнем Востоке

Хабаровский хирург уникальными операциями спасает жизнь детям
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Поистине уникальные операции делает торакальный хирург Детской краевой клинической больницы, чтобы спасти маленьких пациентов. А речь идёт именно о спасении жизни. Он единственный специалист такого уровня в Хабаровском крае и на всём Дальнем Востоке. За свои новаторские разработки и высочайший профессионализм Сергей Гандуров недавно удостоен звания «Заслуженный врач РФ». Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» встретился с этим удивительным человеком.

Изобретатель

Он говорит, что стал доктором, потому что у него попросту не было выбора, мама врач-педиатр хотела, чтобы сын пошел по ее стопам. Он рано начал заниматься велоспортом, часто ездил на всесоюзные соревнования, стал мастером спорта. Гонщики быстро ездили и часто падали, и он перевязывал мальчишек, обрабатывал ссадины, как будто предчувствуя свою миссию в жизни.
Вспоминает, что в мединституте он с трудом сдал первую сессию, а потом пошла анатомия, и парень увлекся. В ординатуру по хирургии попасть было сложно, но ему повезло. Так все начиналось. А потом была работа в детской больнице, много работы. Со временем он понял, чем именно хочет заниматься, его специализация - торакальная хирургия.
- Это все, что находится в грудной клетке. Живот – мягкий, а здесь - кости и рядом - сосуды сердца, - говорит Сергей Гандуров. - Одно неосторожное движение - и ошибка, которая, как у сапера, может стоить маленькому пациенту жизни.
Его больные – дети от месяца до восемнадцати лет. Сами они порой ничего еще не могут рассказать о своем состоянии, объяснить, где и что у них болит. Детский организм незрелый, там другие нормы дыхания, сердцебиения, причем в каждом возрасте свои. Такого пациента надо чувствовать, выстраивать операцию и подбирать анестезию лично для него.
Сколько их было - редких, сложнейших вмешательств, каких до него никто не делал! К примеру, Сергей Гандуров усовершенствовал операцию при воронкообразной деформации грудной клетки, это когда она западает внутрь, как говорят - «грудь сапожника». Хирург проводит за грудину специальную пластину, вставляет, выгибает, и она изнутри выпрямляет грудь. Причем он внедрил новые пластины, гораздо более удобные, чем у американского хирурга, автора этой операции.

Он был первым на Дальнем Востоке, кто стал делать эндоскопические операции пациентам с торакальной патологией. До того все они проводились путем разреза, травматичного для маленького пациента.

Представить только, у нашего доктора 20 рационализаторских предложений и один патент на изобретение! Он защитил кандидатскую диссертацию, которая посвящена лечению пороков пищевода. Это его любимая тема. Сотни операций, спасенных жизней детей.  
ЭксклюзивЗдоровье
Чем раньше проверить сердце, тем больше шансов на спасение
05 июня 2023, 10:00 0

Мой собеседник убежден: врач должен учиться всю жизнь, поэтому он в свое время так часто уезжал в клиники, где работают ведущие хирурги по его специальности, - в Москву и Санкт-Петербург. Благодаря этому они стали лечить внутренние ожоги, дошли до пластики пищевода и других сложных вещей. Смеется: позже всех однокурсников ушел на досрочную пенсию, время командировок в медицинский стаж не засчитывается.

Не обязательно в Израиле

Сергей Гандуров говорит, что часто патологии такие сложные, что нужна целая бригада разных специалистов, которые бы помогли ребенку. И в Хабаровске сложилось хорошее профессиональное содружество.
В прошлом году был случай, когда в одном из федеральных центров страны девочке из Якутии сделали операцию на сердце, однако состояние ее ухудшилось, началось легочное кровотечение. Врачи сказали родителям, что ребенку уже ничем не поможешь. Ее взялись прооперировать еще раз в Хабаровске.
- Хирургам центра сердечно-сосудистой хирургии нужна была наша помощь, - рассказывает Сергей Гандуров. - Мы сделали специальную процедуру, закрыли блокатором легкое, так они смогли сделать свою работу. Ребенок поправился.    

Сергей Гандуров как единственный торакальный хирург очень востребован на всем Дальнем Востоке. Он часто летает на Сахалин, когда кардинальное вмешательство требуется пациентам с тяжелыми пневмониями, в Магадан. 

Недавно позвонили из Биробиджана. Ребенок в крайне тяжелом состоянии. Понятно, что для госпитализации его в Хабаровске придется заниматься разного рода формальностями, а время не терпит. И тогда Сергей Гандуров, взяв помощника, на своей машине поехал в областную больницу.
У четырнадцатилетнего подростка из Луганска гнойный процесс из основания черепа пошел в легкие, они сжались, состояние мальчика оценивалось как критическое. Наши врачи сделали подготовительные процедуры, чтобы можно было подростка перевезти в Хабаровск. Ситуация осложнилась тем, что у ребенка развился инсульт.
- Мы работали одной большой командой, ребенка спасли, последствия инсульта предотвратили, - замечает мой собеседник.
ЭксклюзивЗдоровье
Им они извлекают у детей проглоченные батарейки, монетки и даже пружинки
13 января 2023, 16:30 0

Опасная ситуация, когда дети глотают плоские батарейки. Возникает комбинированный ожог, внутри «плюс» пациента и «минус» батарейки приводит к возникновению тока. И потом батарейка взрывается, вытекает электролит. Пораженными оказываются трахея, пищевод, аорта.

Раньше такие операции делали только за границей. Сергей Гандуров вспоминает, что в 80-е годы, когда хирургия пищевода у нас только начинала развиваться, они увидели объявление в газете, мама из Приморья собирала большие деньги на операцию в Израиле. Ребенок выпил щелочь, пищевод закрылся. Он у него зарос полностью. Его повезли в Израиль, там пациенту пришили трубочку, через которую можно кормить.
Сергей Гандуров позвонил маме, дескать, зачем второй раз в Израиль, приезжайте в Хабаровск, мы сделаем операцию бесплатно. Хирурги действительно провели пластическую операцию, воссоздав ребенку пищевод.   
У них в хирургии четыре торакальных койки, и они не пустуют. Конечно, нужно иметь отделение, проблемы с грудной клеткой обнаруживаются у каждого третьего их пациента. Надо готовить специалистов. А он пока один.

Раньше тяжелых пневмоний было больше. Сергея Гандурова могли вызвать в любую минуту, и он тут же появлялся в отделении. Как успевал? Дело в том, что дом их находится через дорогу от больницы, так что она видна из окон их квартиры.

А если доктор отправляется в отпуск? Говорит, и уезжает недалеко, и постоянно на связи. Как-то летом они с женой отдыхали в Приморье. Звонок из Южно-Сахалинска, ребенку срочно нужна операция. Он тут же купил билет и улетел к больному. Возвратился, только убедившись, что пациенту ничего не угрожает.
Добро на длинной дистанции
Хирург – не просто врач, который спасает от боли, иногда он помогает судьбе свершиться как нельзя лучшим образом в отношении его пациента.
Когда еще не было перинатального центра, хирургией новорожденных занимались в детской больнице. И вот на свет появился ребенок с большими проблемами.
- Идет пищевод, потом слепо, то есть он заканчивается, а через промежуток появляется опять. Ребенок не может есть, - вспоминает Сергей Гандуров. – В роддоме родителям сказали, что шансов выжить у ребенка нет, лучше от него отказаться. Они и отказались.
ЭксклюзивЗдоровье
Почти треть пациентов кардиоцентра – новорожденные
17 сентября 2018, 12:00 0

Детишки с таким пороком в ту пору действительно погибали. И именно Сергей Гандуров стал делать эту операцию в два этапа, и именно ему удалось свести случаи летальных исходов на нет. Вот и за этого мальчика он боролся. Ребенку сделали операцию, в желудок вставили трубочку. Выходили его. Он живет в отделении. Брошенные дети, которые нуждались в длительном лечении, в 90-е годы могли находиться в больнице.

Его могли усыновить американцы, но врачи отговорили их, ребенок пока не совсем здоров. В конце концов Сергей Гандуров еще раз прооперировал малыша, из кишки ему сделали пищевод, он поправился.

 Ему почти два года. Что с ним делать дальше, отправлять в дом ребенка? Жалко. Педиатр говорит: а давайте напишем письмо родителям. Написала.

- В один из дней прихожу в отделение, в палате полно народу - и все плачут, - рассказывает доктор. - Ребенок не понимает, что происходит. Оказывается, приехали папа, мама, дедушка с бабушкой. Вижу, малыш похож на отца. Успокоившись, они прямо из больницы увезли его домой.
Сергей Гандуров говорит, что его радуют большие и маленькие победы в хирургии, потому что за ними стоят дети, которым жить и жить. А еще он верит в добро. Оно в конце концов всегда побеждает, просто иногда на длинной дистанции.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме