Главное
Общество, 22 июня, 10:00

Как война ворвалась в Хабаровский край

Наш регион в те годы был одновременно и тылом, и прифронтовой полосой

Как война ворвалась в Хабаровский край

День памяти и скорби 22 июня напомнил всем нам трагическую дату 82-летия с начала самой кровопролитной в истории страны, да и всего мира Великой Отечественной войны. Как о нападении нацистской Германии узнали в Хабаровском крае, как жил и работал на Победу регион в те годы? Об этом в материале ИА «Хабаровский край сегодня».

Последнее мирное воскресенье

В то воскресенье, 22 июня 1941 года, погода подарила хабаровчанам ясный и тёплый день. Ничего не предвещало беды. Горожане с детьми шли на представления кукольного театра, который прибыл тогда на гастроли из далёкой Москвы. А в цирке-шапито шли представления с участием самого известного в те годы укротителя тигров и львов Макса Борисова. В «Совкино» яркие афиши зазывали зрителей на новую производственную киноленту «Макар Нечай» о борьбе учёного-новатора с бюрократизмом в сфере сельского хозяйства.

Известие о нападении Германии из-за разницы во времени на Дальний Восток пришло только вечером.

- В семь часов вечера около громкоговорителей стали собираться люди. Мы с подругами подошли поближе и услышали речь Молотова о нападении Германии на Советский Союз. Было сложно поверить в то, что началась война. Многих, как и меня, волновал вопрос о возможном нападении Японии. Ведь граница была совсем близка! И всё же реакция на всё происходящее оставалась у многих людей сдержанной. После обращения министра иностранных дел заиграли военные марши, - вспоминала хабаровчанка Наталья Смирнова.

Очевидцы вспоминают зловещую тишину, которая повисла в городе, после услышанной речи наркома иностранных дел Вячеслава Молотова.

«Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление, - чеканил Молотов. - Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий. Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством».
На следующий день на большинстве крупных предприятий края состоялись митинги, посвящённые началу войны. 

Эксклюзив75 лет Победы
Хабаровский историк Юрий Ефименко о малоизвестных фактах Советско-Японской войны
02 сентября 2020, 14:00 0

И фронт, и тыл

Хабаровский край, совсем рядом с которым уже много лет обосновались агрессивно настроенные войска японской Квантунской армии, оккупировавшие северный Китай, уже жил фактически на военном положении. С началом Великой Отечественной войны регион оказался в уникальном положении. Он стал одновременно и фронтом, и тылом.

- Да, у нас с Японией был пакт о нейтралитете, но после 22 июня 1941 года стало окончательно ясно, чем такие договорённости могут закончиться. Японии не верят. И, как показало время, не доверяли ей не зря. От плана «Кантокуэн» - отчуждения от СССР Дальнего Востока и Сибири в увязке с планом «Барбаросса» гитлеровской Германии - Токио откажется только после поражения немцев под Москвой в конце 1941 – начале 1942 года, - рассказывает сотрудник краеведческого музея им. Гродекова Михаил Терехов. – Граница на Амуре была напряжённой, с 1938 года у нас тут был с небольшим перерывом Дальневосточный фронт со ставкой в Хабаровске. Всю войну мы были и тылом, и фронтом одновременно. Миллионную группировку войск здесь приходилось держать.
Почти всю войну город от атак с воздуха оберегали девушки
03 сентября 2020, 16:00 0

Заоблачный гарнизон и первая сталь

С учётом того, что с объявлением мобилизации значительная часть мужчин отправилась на фронты на запад страны, а после того, как в декабре 1941 года Япония ввязалась в войну с США, атаковав Пёрл-Харбор и Алеутские острова, с максимальной секретностью началась переброска целых подразделений с Дальнего Востока в помощь осаждённой Москве, на боевую вахту на берегах Амура приходилось активнее заступать женщинам.

- На вершине Большого Хехцира под Хабаровском до сих пор остались следы «Заоблачного гарнизона». Этот женский батальон визуального наблюдения и оповещения был создан в 1942 году. Той весной десятиклассники досрочно закончили школу. Мальчиков - в армию, а девочки на замену мужчин отправлялись на службу на такие посты. Система этих постов вдоль границы с Маньчжурией, оккупированной Японией, была организована в конце 30-х годов. Изначально там служили мужчины, но когда их отправили на фронт, на замену им встали совсем юные девушки. Пост на Большом Хехцире был ключевым в системе противовоздушной обороны Хабаровска. На обычных глубинах просмотр - 60 км, а с этого благодаря высоте – все 300. За всё время войны японцы даже и не пытались провокации на этом направлении устраивать, - рассказал военный историк, писатель Юрий Ефименко. – На вершину Большого Хехцира была проложена канатная дорога от села Казакевичево. Поднимали по ней стройматериалы, оборудование, продовольствие. Девушки там и жили, на вершине, круглосуточно несли вахту в «Заоблачном гарнизоне». А раз в неделю, в выходной, спускались на танцы в сельский клуб.
Пост ПВО №1 в годы войны располагался на Амурском утёсе. Круглосуточную вахту там также несли девушки. Женщины взяли на себя основную нагрузку и в тылу. Например, первую сталь, которая так была нужна фронту, на открытом в разгар Великой Отечественной войны заводе «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре дала именно девушка.
«15 февраля 1942 г. ровно в 16.00 награждённая орденом Ленина Валентина Деменина с товарищами пробила летку, и пошла первая амурская сталь. В 16.30 состоялся митинг, посвященный пуску завода. А вечером во Дворце строителей чествовали тех, кто воздвиг на берегах Амура завод «Амурсталь». На вечере впервые была исполнена песня об «Амурстали», музыку для которой написал сам И.О. Дунаевский. Оркестром дирижировал автор», - говорится в сохранившемся в фондах краевого архива фотоальбоме о первостроителях «Амурстали».
Эксклюзив75 лет Победы
Война заставила поспешить с окончанием стройки металлургического гиганта
30 апреля 2020, 14:00 0

Время больших строек

Помимо «Амурстали» в годы войны развернулся в полную силу Амурский судостроительный завод, в Эльбане запущено производство таких нужных для фронта боеприпасов. На военный лад переведены все пригодные для этого производства.

- В Хабаровском крае массово производили 76-мм дивизионную пушку ЗИС-3. Её делали конвейерным способом, она была очень легка в сборке. Это орудие в начале войны доказало свою эффективность против немецких танков. Столько этих пушек произвели, что до сих пор в некоторых странах Африки и Латинской Америки можно найти это орудие на вооружении, - рассказал Михаил Терехов.
Хотя строящийся в предвоенные годы БАМ пришлось по большей части разобрать, а шпалы и рельсы перебросить для нужд прифронтовых железных дорог на западе страны, в годы войны на Дальнем Востоке развернулось новое дорожное строительство. Именно тогда появился предвестник нынешней автотрассы «Амур», которая связывает наш регион с остальной частью страны.
- Этой дороге мы должны быть благодарны командующему с начала 1941 года Дальневосточным фронтом генералу Иосифу Апанасенко. Когда на случай войны с Японией вдоль границ создавались линии глубокой обороны, он обратил внимание на уязвимость Транссиба. Он пролегает совсем недалеко от границы, и враг мог бы отрезать Дальневосточный фронт от снабжения и лишить его снабжения, если бы всего лишь взорвал пару мостов и тоннелей. Апанасенко принимает решение строить автомобильную рокаду – дорогу-дублёр. И военные, и гражданское население было задействовано в этой грандиозной стройке. К сентябрю тысячекилометровая трасса от Хабаровска до Куйбышевки-Восточной, как тогда назывался Белогорск в Амурской области, была готова, - рассказал военный историк Александр Филонов. – Кстати, летом 1941 года по самому длинному в то время в стране железнодорожному тоннелю, который заблаговременно начали строить перед войной под Амуром у Хабаровска, уже прошёл первый поезд.
Комсомольские корабелы в тяжелейших условиях сделали все, что от них требовала страна
27 апреля 2020, 09:30 0

Первые в мире

Именно в Хабаровском крае был построен первый в мире подводный нефтепровод. Сейчас первой подводной «трубой» принято считать топливопровод, проложенный по дну Ладоги для снабжения топливом Ленинграда в июне 1942 года. Но наша подводная «труба» была сдана раньше - в марте того же года!

Речь - об участке нефтепровода Сахалин - Софийское, проложенном по дну Татарского пролива. В мирное время нефтепровод протяженностью 400 километров предполагалось построить в течение трёх лет, начиная с 1940 года. Но строители, работавшие в диких, нехоженых местах, сразу безнадежно отстали от графика, поэтому, когда началась война, задача казалась и вовсе невыполнимой. Тем более, что она была теперь усложнена - сдать объект нужно было всего за год. Но всё сделали в срок.

Подводную часть укладывали в феврале-марте 1942 года, когда пролив накрепко замерз. Нефтепроводчики, среди которых преобладали заключённые, растащили трубы тракторами вдоль намеченной подводной трассы, сварили их, опрессовали, а затем взорвали лёд через весь 9-километровый пролив и осторожно «скатили» в пробитый канал «нитку» нефтепровода.

К концу 1942 года нефтепровод был сдан полностью, началось его заполнение. Из Софийского нефть по Амуру доставляли в Комсомольск, на только что пущенный в эксплуатацию нефтезавод.


Стратегический рудник

Ещё Хабаровский край в годы войны дал стране важнейшее стратегическое сырьё – молибден. Этот редкий металл крайне необходим для изготовления особого сорта стали, из которой изготавливалась броня для наших танков.

Ещё в 30-е годы на берегах труднодоступной речки Умальта на территории нынешнего Верхнебуреинского района было открыто крупное месторождение молибдена. Тогда лишь второе на весь Советский Союз!

В первый период Великой Отечественной войны Умальта приобрела жизненно важное значение для СССР. Работавший на Северном Кавказе молибденовый Турнаузский рудник в 1942 году во время отступления был взорван. Теперь на всю страну осталась одна Умальта, а она находилась в глухой тайге. Причем никаких дорог туда не было, добраться можно было по воде, а зимой по льду реки Бурея.
Добывать молибден в Хабаровском крае советское руководство отправило депортированным из различных уголков Союза этнических немцев, а также румынов, финнов и эстонцев. Как говорилось, за немецкие фамилии.
Указ был явно несправедлив, поскольку подавляющее большинство депортированных, хоть и сохраняли элементы немецкого национального менталитета, никак не ассоциировали себя с тогдашней Германией. Их предки стали российскими подданными ещё когда Германии, как единого государства, вообще не существовало.
С начала 1942 года всех депортированных мужчин в возрасте от 15 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет мобилизовали в «рабочие колонны». Для доставки молибдена с рудника было создано авиазвено особого назначения. До Чекунды молибденовый концентрат доставляли на «кукурузниках» У-2 по 2-3 мешка весом 60 кг. Затем перегружали в самолеты побольше, доставляли до Архары на Транссибе и далее стратегическое сырьё отправлялось на заводы на западе страны, где ковалась Победа.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме