Главное
Общество, 20 апреля, 10:06

В Хабаровске самокаты проигрывают городской среде

«Альтернатива общественному транспорту» столкнулась с инфраструктурой краевой столицы

В Хабаровске самокаты проигрывают городской среде
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»
В Хабаровске с наступлением апреля на улицах уютно расположилась парковочные места для средств индивидуальной мобильности (СИМ), или попросту электросамокатов. Предприниматели, развивающие в городе это направление шеринговых услуг, называют этот транспорт чуть ли альтернативой автобусам и трамваям и спасением от пробок. В редакции ИА «Хабаровский край сегодня» решили проверить, так ли это на самом деле. Тест проведёт мужчина 35 лет весом 95 килограммов с опытом автолюбителя по стоянию в пробках - он определит, насколько новинка удобна в условиях Хабаровска.

На старт
В городе на данный момент доступны электросамокаты трех фирм: Urent (фиолетовые), Whoosh (желтые) и Red Light (красные). Согласно договоренности, достигнутой на совещании в мэрии города, все СИМ имеют общие места парковки, чтобы соблюсти конкуренцию. Горожане сами могут выбрать ту фирму, чьи условия аренды двухколесного друга и услуги им больше нравятся. Хотя не всегда в парковочных местах есть выбор - самокаты разбирают и бывает, что приходится довольствоваться тем, что есть.
- В 2021 году охват парковочных мест у нас был от торгового центра «Броско Молл» до Дендрария и от переулка Трубного до улиц Ленинградская и Советская, то есть вся оживлённая центральная часть города. В этом году мы расширили зону проката, она распространилась до прибрежного микрорайона, «Ерофей Арены» и улицы Краснореченская, - сообщил владелец одной из таких шеринговых фирм Сергей Гувва.
Кстати о парковках: для того, чтобы знать их расположение, нужно скачать на смартфон приложение одной из шеринговых фирм. Здесь же, помимо расположения самокатов, можно узнать и уровень их заряда. В приложении пользователь вводит данные банковской карты, с которой списываются средства за проезд, и знакомится с правилами пользования СИМ. Своим согласием нужно подтвердить, что вам есть 18 лет, вы обязуетесь соблюдать правила дорожного движения и вернуть самокат в целостности и сохранности. Пользоваться машинкой может только один человек, хотя попадаются и СИМ с ручками для пассажира. А еще есть страховка - она выплачивается, если вы в результате катания пострадали сами или кого-то сбили. Слава редактору, проверять эту опцию задачи не было.

Итак, приложение установлено, я ознакомлен с инструкцией и выбрал нужный тариф. Вообще, их несколько: можно кататься до полной разрядки СИМ, здесь стоимость аренды зависит от уровня заряда и заправленный электричеством «под завязку» стоит около 800 рублей. Другой вариант - поминутный тариф, за начало использования с карты снимут 50 рублей, а дальше около 6 рублей за каждую минуту проезда и 35 рублей за расширенную страховку. Если поездка прошла без происшествий – этот взнос вернётся на карту.

Внимание
На порчу имущества страховка не распространяется – при этом, по словам Сергея Гуввы, в его практике уже были случаи, когда пользователи ломали самокаты и сами компенсировали ущерб. Чаще всего «страдают» стойки, за замену которых надо выложить около 9 тыс. рублей, а вот за утопленный самокат – реальный случай прошлого года – придется раскошелиться на полную его стоимость.
- Шеринговый самокат отличается от обычного, это два разных устройства. У нас это, грубо говоря, смартфон, который позволяет человеку ездить. Тут много дополнительного оборудования, которое и увеличивает цену - поэтому наши СИМ стоят по 60-80 тыс. рублей, - отметил Гувва.
Марш
Разобравшись с приложением, активирую самокат и решаю прокатиться по бульвару в направлении Набережной. Надо сказать, едет аппарат быстро, его максимальная скорость ограничена планкой в 25 км/час и такой режим установлен на всех шеринговых машинках. А вот если СИМ развивает скорость выше или имеет мощность больше 250 ватт, то для его управления уже нужно водительское удостоверения либо категории «М», либо категории «А» - в зависимости от мощности и скорости.
Управлять техникой просто: рычаг ускоряет игрушку, ручками тормоза замедляет, не ошибёшься. Главное, помнить и соблюдать: по правилам движения, передвигаться на электросамокате можно только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, в парках, скверах, дворах и на специально отведенных для катания площадках выезжать на проезжую часть дороги запрещено, а при переходе улицы необходимо спешиться и пересечь её подчиняясь правилам для пешеходов.
Кстати: езда по бульварам Хабаровска может быть опасной, постоянно попадающие под колёса трещины в асфальте бывают такой глубины, что катающегося то и дело может скинуть с арендованного транспорта. Добрался до очередной парковки СИМ – остановка. Тут среди электросамокатов стоит женщина с ребенком лет 9, которая тщательно изучает приложение.
- Хотела, чтобы сын покатался, разбираюсь вот – но если его можно использовать только с 18 лет, тогда пусть отец арендует, если захочет, - вступила в диалог с корреспондентом хабаровчанка Наталья. – Честно говоря, вообще вы первый мужчина, кого мы видели в городе на шеринговом самокате, в основном молодежь катается. А вот в Москве, видела, вовсю ездят и взрослые. Но у нас, мне кажется, до этого далеко - где тут ездить, кроме Набережной?
Действительно, кататься по велодорожкам на Набережной очень удобно, гладко, ровно, и виды красивые. Но мы же помним, что электросамокаты рекламируют как альтернативу транспорту? Что ж, нужно выезжать на главную улицу и тут же проблема:
Подняться на самокате с бульвара без нарушений ПДД нет ни малейшего шанса. Только по проезжей части, что запрещено - тротуары часто не имеют покатых спусков, а тащить тяжелый СИМ по ступенькам и неудобно и страшно - с учетом его ремонта. Но если вы смелый и ловкий, да ещё и весите не больше 70 килограммов, то машинка вас даже подвезет в горку.
Катание по тротуарам в центре Хабаровска - это отдельная «песня». Мало того, что людей полно, так еще постоянная тряска: тротуарная плитка вовсе не велодорожка. У меня задача: узнать, сколько занимает путь от Комсомольской площади до Пединститута. Ответ: 12 минут - неплохо с несколькими «но», попавшиеся на пути «зебры» пришлось проезжать, а не проходить пешком. Правда, эти участки самые приятные, тут хотя бы не трясет.
- Мне кажется, самокаты больше для развлечения - не представляю, чтобы я ездила на нем на учебу, автобус дешевле, а тут еще и не везде проедешь, - говорит встреченная студентка Пединститута.
Вынужден с ней отчасти согласиться: особым развлечением это не назовешь, после 50 минут катания устали ноги, сказалось постоянное напряжение от объезда неровностей и сильная тряска.

Что ж, альтернативой общественному транспорту электросамокаты могут стать с натяжкой. Это удобного, когда опаздываешь на встречу - дешевле такси и не надо ждать автобуса. Но пока в Хабаровске не появятся выделенные полосы движения для велосипедов и самокатов, да хотя бы просто, ровный асфальт на бульварах, СИМ так и останутся экстремальным развлечением для молодежи.

Про деньги
52 минуты аренды обошлись в 376,5 рублей. Много это или мало - думайте сами. Ещё из положительных сторон – после такой езды приятно просто где-то посидеть и насладиться видами города.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме