Главное
Общество, 31 января, 18:16

Как не попасть в паутину долгов


Как не попасть в паутину долгов

Представьте себе ситуацию: по какой-то причине вы остались совершенно без денег. Идете обречённый по улице и тут вывеска «Деньги даром», ну или что-то типа того. Многочисленные печальные истории о взаимоотношении граждан с микрофинансовыми организациями улетучиваются из головы, рука тянется в сумку за паспортом. Стойте! Давайте, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» вам ещё раз расскажет, в какую ловушку вы можете попасть.

Метод ажиотажа
Сервис микрозайма, когда-то зародившийся в Индии, популярен в России. Согласно данным отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ, в нашем регионе зарегистрировано 18 микрофинансовых организаций (МФО). 

Экономисты утверждают, опасность этого рода услуги в высоких процентных ставках – до 365% годовых, но не больше 1% в день. Брать деньги в долг рекомендуется только если есть уверенность, что отдать получится в срок или даже раньше. С чего начать, если заём все-таки понадобился? В первую очередь, чтобы не нарваться на мошенников, выберите организацию и  проверьте ее по реквизитам в государственном реестре. Эти данные можно найти на официальном сайте Банка России или в мобильном приложении «ЦБ онлайн».

Госдума ограничила размер ставки, процентов, а также неустойки и штрафов
20 декабря 2018, 16:00 0

Для чистоты эксперимента мы посетили четыре МФО, ларьки которых стоят стройными рядами в самых проходных местах города. Как выяснилось, в большинстве компаний базовые условия однотипны: заем выдается размером от 1 до 30 тысяч рублей сроком до 20-30 дней под 1%. В некоторых из них новым клиентам предлагают льготный период под 0% – длится он обычно не больше недели.
– Остальные условия определяются индивидуально, заполните согласие на обработку персональных данных и электронную анкету, – говорит мне девушка-консультант, вглядываясь в монитор.
Данные, включая место работы, средний размер заработка и источники финансирования, вводят со слов клиента, подтверждающих документов не требуют. Согласно легенде, я мастер маникюра, работающий на дому и получающий в районе 20-30 тысяч рублей в месяц, не замужем, к займу прибегаю впервые. Так как клиент я новый, да и доход совсем небольшой, программа требует проверки, опроса трех лиц – родственников, друзей или коллег, которые могут подтвердить мою версию. Даю телефоны друзей, которых заранее попросила поддержать легенду.

Девушка-консультант звонит всем и через несколько минут радостно сообщает, что моя заявка на получение денег одобрена. 2 тысячи рублей вместо 20 запрашиваемых. Соглашаюсь на 2 тысячи. Консультант начинает заполнять договор. При этом на просьбу предоставить мне бумажную версию договора, чтобы я могла ознакомиться подробнее со всеми пунктами, девушка отрицательно качает головой, уводя взгляд в сторону.

Не положено! Она уверяет, что об условиях я должна поверить ей на слово. Договор выдадут вместе с деньгами. То есть тогда, когда менять уже что-то будет поздно. Как позже выяснилось, такой подход практикуют в большинстве организаций.
– Это метод ажиотажа, чтобы вы согласились подписать документ, что называется, «не отходя от кассы», не разбираясь! Такое психологическое давление наверняка возымеет эффект на людей, которые обратились за деньгами, находясь в состоянии стресса, – говорит юрист Хабаровской краевой общественной организации по защите прав потребителей «Сторона защиты» Алексей Дзюба. – Не нужно спешить. По законодательству вы имеете право ознакомиться с документами и заключить договор на указанных условиях в течение пяти дней после обращения в офис организации.
Телефоны граждан атакуют массовой рассылкой сообщений
08 ноября 2021, 13:50 0

Юристы рекомендуют добиться того, чтобы вам выдали экземпляр договора на руки, его шаблон или хотя бы позволили сделать фото документа. Придя домой, прочтите условия в спокойной обстановке. Советы, конечно, очень дельные. Но они не действуют, когда человек загнан в финансовую западню. Если есть возможность здесь и сейчас получить деньги, а дома ждут голодные дети, голова, как правило, не работает. Самый лучший выход здесь, как мне думается, вообще не ходить в микрофинансовые организации, даже к ним не приближаться.

Об опасностях мелкого шрифта
Только за одиннадцать месяцев прошлого года в региональное отделение Банка России от жителей Хабаровского края поступило 277 обращений в отношении МФО. Почти все они связаны с комиссиями и навязыванием дополнительных платных услуг при заключении договора. Недобросовестные МФО наживаются на клиентах, предлагая смс-оповещение, консультацию юристов или страховку. К примеру, мне в большинстве компаний без страхования жизни и здоровья деньги в долг дать отказались.

В одной так вообще за страховку берут 15 процентов от той суммы, которую дают в долг. Еще в одной конторе обязательной является страховка от ковида. Все эти услуги вне закона, между прочим. 
– Заемщик вправе отказаться от любых дополнительных сервисов, на которые согласился при оформлении договора потребительского кредита или займа, в течение 14 дней, – отметили специалисты регионального отделения Банка России. - Для этого нужно обратиться с заявлением о возврате средств. В течение семи рабочих дней компания должна перечислить деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг.
Еще один сложный раздел, позволяющий кредиторам увеличивать прибыль – штрафные санкции за несвоевременную оплату долга. Обязательно выясните, чем вы рискуете. Кстати, в одной из МФО мне все же удалось изучить экземпляр договора. Вот что написано в нем мелким шрифтом: «При ненадлежащем исполнении обязательств процентная ставка будет пересчитана с момента выдачи займа до 2,17% – 792% годовых». Только представьте, при займе в 20 тысяч на 20 дней я переплачу около 9 тысяч рублей. Кроме того, МФО взыщет с меня пеню «в размере 20% годовых от непогашенной части основного долга». Компания имеет право это сделать, даже если клиент задержит выплату на один день!

И таких подводных камней не счесть! Чтобы не пополнить список пострадавших, внимательно изучите индивидуальные условия займа – они содержатся в таблице на первых страницах договора.

Но куда обращаться, если вы уверены, что кредитная организация нарушила ваши права? Специалисты советуют звонить в региональное Управление Роспотребнадзора. Там проконсультируют, а в случае необходимости помогут оформить обращение в суд. В остальном, такими проблемами в регионе больше никто не занимается, нужно писать в Москву. Направлять жалобу в электронной форме в службу финансового уполномоченного или
в службу по защите прав получателей финансовых услуг ЦБ РФ. Но как быстро там ответят и насколько это будет эффективно – большой вопрос.

Найти выход не поздно
И всё-таки в России стараются защитить заемщиков МФО от непомерных финансовых нагрузок. Так, недавно вступила в силу поправка, согласно которой общая сумма всех платежей с учетом процентов, штрафов, пеней, платы за дополнительные услуги не может превышать сумму займа более чем в 1,5 раза. Таким образом, если я возьму 20 тысяч рублей, то отдам обратно не больше 50 тысяч. Но и здесь недобросовестные МФО нашли лазейку в законе.
– Если заемщик взял кредит с процентной ставкой выше допустимой, но возражения по этому поводу не направлял и кредиторскую задолженность не гасил, суд удовлетворяет требования истца и взыскивает требуемые средства полностью, – объясняет юрист Хабаровской краевой общественной организации по защите прав потребителей «Сторона защиты» Екатерина Школьная. – У потребителя арестовывают счета и имущество. В таких случаях нужно действовать незамедлительно: получив судебное извещение, подавать апелляцию.
Процесс урегулирования долгов ведётся лишь по одной из четырёх заявок
10 декабря 2020, 12:30 0

Есть инструмент, позволяющий помочь тем, кто оказался полностью не в состоянии выплачивать долг. Это относится к людям, взявшим в МФО больше 50 тысяч рублей. В случае, если потребитель остался без дохода или получает меньше прожиточного минимума, не имеет личного имущества, то можно попробовать подать на банкротство без суда через МФЦ. Процедура бесплатная.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме