Главное
Общество, 06 июля, 10:35

Покорившая хабаровское небо

Пилот вертолёта Екатерина Руденцова о своём выборе некогда «мужской» профессии

Покорившая хабаровское небо
Фото: Екатерина Руденцова

Как удивительно иногда люди приходят в профессию. Например, Екатерина Руденцова – пилот вертолета Ми-8 занималась музыкой, танцами, училась в престижном вузе на юриста, мечтала расследовать запутанные уголовные дела, а потом вдруг поняла, что истинное ее призвание – это небо. Причем не то, что видит пилот самолета, а недалекое от земли, когда кажется, что верхушки сосен можно погладить руками. О том, легко ли девушке в кресле пилота вертолёта, Екатерина Руденцова рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».

Юрист идёт на взлёт

Сегодня, отлетав уже порядка 300 часов, Екатерина признается, что не только никогда не мечтала стать летчиком, но даже в качестве пассажира никогда не поднималась в небо.

- Училась на юридическом факультете Владивостокского университета экономики и сервиса, думала, что буду распутывать сложные дела. Но потом на практике после второго курса в будущей профессии разочаровалась: просидеть всю жизнь с бумагами в офисе – перспектива та еще, - улыбается Екатерина. – И тут как знак судьбы – телефонный звонок. Давний знакомый директор ДОСААФ посетовал, что им срочно требуются пилоты. Предложил выучиться на летчика, как аргумент: профессия очень востребована, да и зарплата достойная.

Дальнейшие действия девушки как нельзя лучше демонстрируют: человек она рассудительный, обстоятельный, аккуратный и способный к глубокому анализу предложенной жизнью ситуации. Конечно же, предложение показалось ей очень интересным. Но учебу в вузе она не бросила, параллельно записалась в аэроклуб ДОСААФ.

- Сразу поняла – хочу управлять вертолётом. Эта машина нуждается в постоянном контроле. В зависимости от облачности и других факторов пилоту нужно прокладывать траекторию движения, ориентируясь на карты и датчики, а также определять подходящую высоту движения, - рассказывает Екатерина. - Ну и кроме того, из кабины самолета толком ничего не увидишь – облака да очертания местности. А из вертолета такие потрясающие виды. Еще когда самый первый раз отправилась в полет, обратила внимание: ни запах керосина, ни громкий шум, исходящий от лопастей, не смущают.

Четыре месяца занятий в аэроклубе, и вот она впервые сама за штурвалом вертолета Ми-2. Вот тогда-то девушка поняла: это именно то, чем хотелось бы заниматься в этой жизни.

- Самое сложное было сделать так, чтобы мой выбор приняла мама, - говорит Екатерина. – Понятно, что она за меня сильно волнуется, перед каждым полетом звонит, спрашивает, как я себя чувствую.


эту.jpeg

В подвешенном состоянии

Получив диплом юриста, Екатерина, не задумываясь, отправилась в лётно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского в Омск. Это единственное место в России, где готовят пилотов вертолёта.

В училище приёмная комиссия оценила баллы аттестата, результаты психологического профотбора, тестирования физподготовки, медкомиссии. Все было строго. Малейшие отклонения в показателях здоровья – и можно было оказаться за порогом приёмного отделения. Впрочем, за отличные результаты тестирования по физподготовке Екатерине можно было не переживать, 15 лет она профессионально занималась танцами, играла в баскетбол. В итоге оказалась одной из 9 девушек, которых зачислили в колледж.

В кабине курсанты все равны, каждый выполняет свои задачи. Так относилась к студентам большая часть педагогов, игнорируя гендерное стереотипное неравенство. При этом инструктора отмечали: девушки более ответственные, быстрее усваивают программу.

Учиться, конечно же, было сложно. Внимательность, точность, максимальная сосредоточенность. В этой профессии мелочей не бывает.

- Самое сложное в управлении вертолётом – висение. Отрываясь от земли, вертолёт замирает на высоте трёх-пяти метров. Это нужно, чтобы проконтролировать распределение груза в кабине. Если центр тяжести окажется смещён назад, есть риск при посадке не справиться с управлением, - объяснила она. – Помню, однажды в училище из-за нелётной погоды мне пришлось все три часа практики зависать в воздухе. А в другой раз проделывать эту работу в ночное время с выключенной фарой. Это совсем иное распределение внимания, ты должен чувствовать вертолёт практически как собственное тело, ориентируясь по горящей на площадке лампочке.

ЭксклюзивОбщество
Хасан Серожединов - о встречах с Кастро и Чавесом
08 октября 2018, 10:00 0

Чтобы ребёнок дышал

Получив после четырёх лет учёбы диплом и пилотское свидетельство Росавиации, Екатерина начала подбирать место дальнейшей работы.

Выпускной тип вертолёта в училище - Ми-8. Это значит, что некоторое время после окончания обучения специалист обязан отлетать на нем. В Ми-8 есть свои особенности, так, обязательно наличие полного экипажа: главного командира воздушного судна, второго пилота и бортмеханика, отвечающего за техническую сторону.

Оказалось, что в родном Владивостоке авиакомпании, эксплуатирующей вертолёт Ми-8, нет. Тогда заключила трёхлетний контракт с хабаровской компанией «Дальнереченск Авиа». Кстати, найти работу было не просто еще и по другой причине.

- В некоторых компаниях девушек предпочитают не брать, - рассказала она. - Не все работодатели готовы обеспечить бытовые условия, необходимые для длительного проживания женщин в командировках.
Вообще график работы пилота разрабатывается заранее, но есть ещё и обязательные дежурства, когда пилот должен быть готов принять экстренные вызовы, например, лесопатруля или санавиации.
- Помню, из Советской Гавани забрали маленького пациента, чтобы ему было легче дышать, врачи предложили лететь пониже. Проложили обратный путь на низких высотах, не поднимаясь в зону разряженного воздуха, - рассказала она. – Трудность в том, что вблизи сопок на вертолёт влияют нисходящие и восходящие потоки воздуха, которые могут подбрасывать металлическую громадину так же легко, как тополиный пух. Поэтому были особенно сконцентрированы, старалась мгновенно реагировать на малейшие движения судна.
 

Тысяча часов до командира

Энергичные песни Майкла Джексона настраивают на нужный лад, их Екатерина слушает перед полётом.

- Каждое задание запоминается. Помню, нас послали на помощь пожарным. Облетая кромку огня, старалась найти участки местности, подходящие для посадки вертолёта, так, чтобы пожарные могли максимально быстро добраться до фронта возгорания, - рассказала она. - А не так давно пришлось забирать пациентов с COVID-19. Так как кабина пилотов негерметична, управлять требовалось в защитном обмундировании, стараясь не обращать внимание на духоту.

За пять месяцев работы Екатерина успела посетить 40 населённых пунктов, побывать в нескольких командировках. Признается, при подобном графике сложно уделять достаточное время семье.

Но и в таком вопросе есть решение, позволяющее не покидать авиацию. Так, пилот может переучиться на другой тип вертолёта, например, с одночленным экипажем. Вертолёты, которыми управляет единственный пилот, обычно работают на небольшом отдалении от базового аэродрома.

Кстати, пилот - человек, чьи знания всегда должны оставаться свежими. Поэтому каждый год Екатерине, как и её коллегам, предстоит проходить курсы повышения квалификации, сдавать зачёты по теории и пилотированию на имитационных тренажёрах.

В планах вертолётчицы стать командиром воздушного судна, для этого, как минимум, нужно провести в воздухе не менее тысячи часов.

 

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме