Как удивительно иногда люди приходят в профессию. Например, Екатерина Руденцова – пилот вертолета Ми-8 занималась музыкой, танцами, училась в престижном вузе на юриста, мечтала расследовать запутанные уголовные дела, а потом вдруг поняла, что истинное ее призвание – это небо. Причем не то, что видит пилот самолета, а недалекое от земли, когда кажется, что верхушки сосен можно погладить руками. О том, легко ли девушке в кресле пилота вертолёта, Екатерина Руденцова рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Юрист идёт на взлёт
Сегодня, отлетав уже порядка 300 часов, Екатерина признается, что не только никогда не мечтала стать летчиком, но даже в качестве пассажира никогда не поднималась в небо.
Дальнейшие действия девушки как нельзя лучше демонстрируют: человек она рассудительный, обстоятельный, аккуратный и способный к глубокому анализу предложенной жизнью ситуации. Конечно же, предложение показалось ей очень интересным. Но учебу в вузе она не бросила, параллельно записалась в аэроклуб ДОСААФ.
Четыре месяца занятий в аэроклубе, и вот она впервые сама за штурвалом вертолета Ми-2. Вот тогда-то девушка поняла: это именно то, чем хотелось бы заниматься в этой жизни.
В подвешенном состоянии
Получив диплом юриста, Екатерина, не задумываясь, отправилась в лётно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского в Омск. Это единственное место в России, где готовят пилотов вертолёта.
В училище приёмная комиссия оценила баллы аттестата, результаты психологического профотбора, тестирования физподготовки, медкомиссии. Все было строго. Малейшие отклонения в показателях здоровья – и можно было оказаться за порогом приёмного отделения. Впрочем, за отличные результаты тестирования по физподготовке Екатерине можно было не переживать, 15 лет она профессионально занималась танцами, играла в баскетбол. В итоге оказалась одной из 9 девушек, которых зачислили в колледж.
В кабине курсанты все равны, каждый выполняет свои задачи. Так относилась к студентам большая часть педагогов, игнорируя гендерное стереотипное неравенство. При этом инструктора отмечали: девушки более ответственные, быстрее усваивают программу.
Учиться, конечно же, было сложно. Внимательность, точность, максимальная сосредоточенность. В этой профессии мелочей не бывает.
Чтобы ребёнок дышал
Получив после четырёх лет учёбы диплом и пилотское свидетельство Росавиации, Екатерина начала подбирать место дальнейшей работы.
Выпускной тип вертолёта в училище - Ми-8. Это значит, что некоторое время после окончания обучения специалист обязан отлетать на нем. В Ми-8 есть свои особенности, так, обязательно наличие полного экипажа: главного командира воздушного судна, второго пилота и бортмеханика, отвечающего за техническую сторону.
Оказалось, что в родном Владивостоке авиакомпании, эксплуатирующей вертолёт Ми-8, нет. Тогда заключила трёхлетний контракт с хабаровской компанией «Дальнереченск Авиа». Кстати, найти работу было не просто еще и по другой причине.
Тысяча часов до командира
Энергичные песни Майкла Джексона настраивают на нужный лад, их Екатерина слушает перед полётом.
За пять месяцев работы Екатерина успела посетить 40 населённых пунктов, побывать в нескольких командировках. Признается, при подобном графике сложно уделять достаточное время семье.
Но и в таком вопросе есть решение, позволяющее не покидать авиацию. Так, пилот может переучиться на другой тип вертолёта, например, с одночленным экипажем. Вертолёты, которыми управляет единственный пилот, обычно работают на небольшом отдалении от базового аэродрома.
Кстати, пилот - человек, чьи знания всегда должны оставаться свежими. Поэтому каждый год Екатерине, как и её коллегам, предстоит проходить курсы повышения квалификации, сдавать зачёты по теории и пилотированию на имитационных тренажёрах.
В планах вертолётчицы стать командиром воздушного судна, для этого, как минимум, нужно провести в воздухе не менее тысячи часов.