Дальневосточное объединение «АвиаПоиск» в этом полевом сезоне намерено исследовать место засекреченной авиакатастрофы прошлого, которая случилась в сентябре 1962 года в так называемом «Болоньском треугольнике». Как объяснили корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» поисковики, так по аналогии с треугольником Бермудским они назвали местность к югу от озера Болонь. Там слишком часто падали самолёты как гражданские, так и военные.
Официально причины крушения пассажирского лайнера Ту-104 3 сентября 1962 года так и не были названы. Материалы авиакатастрофы были засекречены. Самолёт с 79 пассажирами и 7 членами экипажа на борту выполнял рейс из Москвы в Петропавловск-Камчатский с промежуточной посадкой в Хабаровске. Из краевой столицы он взлетел в 4 утра, начал набирать высоту над Амуром в сторону Троицкого. Набрав 4 км, диспетчер разрешил занять эшелон 8 000 метров, но тут случилось странное.
По одной из версий, у самолёта самопроизвольно включился автопилот при наборе высоты, что и стало причиной трагедии. По другой, борт случайно сбила ракета, запущенная во время учений на полигоне около посёлка Литовко. В пользу второй версии говорит то, что расследовавшая крушение гражданская комиссия даже не получила доступ к материалам, которые были объявлены военной тайной.
Кстати, летом того же 1962 года при похожих обстоятельствах разбился Ту-104, летевший рейсом Хабаровск – Москва с промежуточной посадкой в Красноярске. На подлёте к этому городу лайнер упал. Есть подозрение, что он был сбит ракетой во время военных учений.
Загадку катастрофы Ту-104 в небе над Болонью участники авиаотряда «АвиаПоиск» попытаются раскрыть через 58 лет после трагедии. В планах также обследовать места падений нескольких военных самолётов.
Как сообщало агентство, в этом году в Хабаровском крае поисковики провели уже две экспедиции. В марте они попытались поднять со дна болота разбившийся в 1987 году в Хабаровском районе истребитель МиГ-23М майора Сергея Авдеева.
А в мае «АвиаПоиск» обследовал около села Таёжное то, что осталось после сборщиков металлолома, на месте падения одного из трёх разбившихся в ночь с 9 на 10 мая 1942 года бомбардировщиков ДБ-3. Все они разбились именно в том самом «Болоньском треугольнике».
Любую информацию об обнаружении в тайге, на болотах других следов авиакатастроф прошлого участники движения «АвиаПоиск» просят сообщать им по электронной почте aviapoisk@yandex.ru.
Кстати
Первое крушение первого реактивного пассажирского лайнера СССР также связана с Хабаровском. Авиакатастрофа случилась 15 августа 1958 года с рейсом из краевой столицы в Москву с посадкой в Иркутске. Пролетая над Биробиджаном экипаж попытался подняться над массивным грозовым фронтом, начали набирать высоту в 12 км, но внезапно борт подбросило. После чего самолёт сорвался в штопор и врезался в землю. После первой катастрофы начались споры между лётчиками и конструкторами из бюро Туполева, кто виноват: экипаж или техника. Второе ценой своей и жизней пассажиров доказал лётчик-испытатель Гарольд Кузнецов, который, подменяя коллегу, пилотировал Ту-104 с китайскими и северокорейскими комсомольцами на борту из Пекина в Москву. В октябре 1958 года, пролетая над Чувашией, борт попал в точно такую же ситуацию, как разбившийся самолёт под Хабаровском. Все последние минуты полёта Гарольд Кузнецов передавал на землю, что происходит с техникой. Эта запись помогла внести в конструкцию лайнера важные изменения. Но Ту-104 продолжали падать, но уже по другим причинам.