Слава ходит
Главное и самое волнительное – первая топка. А вдруг тяги не будет, и дым пойдет из всех щелей - из вьюшки (заслонки), задвижки и из поддувала? Не услышишь это протяжное «у-у-у-у-у», считай, «прогорело» дело – начинай сначала.
Недавно сложенная, уже отштукатуренная печь Соргутанова показала себя хорошо. Дровишки в ней гудят, потрескивают, отдавая жар на весь лесной домик. Это сейчас у мастера всё как по маслу – за плечами уже сотни сложенных печей, а вот лет 25 назад повозиться над самым первым изделием пришлось. Тогда пригодились и советы отца, который тоже был печным мастером, и усидчивость.
- Конечно, все приходит с опытом, главное – не бояться неудач и не лениться. Ведь и водопроводный кран поменять первый раз страшно, да и шуруп вкрутить кому-то кажется непостижимой наукой, но стоит только начать, как дело спорится, - говорит печник Андрей Соргутанов.
Рекламу себе Андрей Васильевич не делает, говорит, звонков и так хватает. Слава о нём разлетается по «сарафанному радио», работает он и в Сергеевке, и в Князе-Волконском, и в других поселениях, причём не только Хабаровского района. Заказы были и из Переяславки, и из Дурмина. Оно и понятно, печников в Хабаровске и его окрестностях с десяток, не больше.
- Да уж, попробуйте, найдите ещё такого мастера, который не только печку на «отлично» может сделать, но и электричество провести, сделать крышу, выполнить столярные и сантехнические работы. Руки у этого человека просто золотые! – подтверждает хозяин домика, где сейчас работает печник.
При этом нарваться на «мастеров», у которых руки не оттуда растут, можно легко. Был в практике Андрея Васильевича случай, когда его, обслуживающего в основном сёла Хабаровского района, позвали в город – не греет печка, и всё тут!
- Печку женщине делала фирма, она мне пожаловалась, что, даже находясь возле неё, всё равно замерзала. Когда я увидел, что ей наворотили эти горе-мастера – ужаснулся! Да, вроде всё горит, но нет обогрева, ведь толщина стенок не была соблюдена, это же надо, в целый кирпич построили… В общем, только деньги с неё содрали, - говорит Андрей.
А пришлось ему всё переделывать. Но для него вообще печное ремесло помимо дополнительного дохода просто любимое дело.
Вот бабушка попросит печку отремонтировать – ну как ей отказать. А как можно деньги взять с бедной старушки? Поэтому люди отвечают добром на добро: кто-то лодку подарит резиновую, о которой мастер всегда мечтал, кто-то огород вспашет…
Материалы использует недорогие, обходится без новейших растворов. Например, часто заказчикам предлагают использовать термостойкие материалы, а один такой мешочек стоит около тысячи рублей, накладно будет людям покупать. Соргутанов же предпочитает глину: сам черпает её, замачивает до определённой консистенции. Говорит, глина и кирпич – старые, проверенные временем и доступные материалы.
Строитель «жарких сердец»
А дело печное ещё и сродни творчеству. Так, раньше все печи, они же сердце дома, были стандартные, громоздкие. Почему бы не отойти от этого и предложить что-то более удобное?
- Как-то я предложил пожилым сельчанам делать печи ниже, высотой в 80 см. Ведь так и тяжёлые кастрюли легче ставить. Скажем, бак на 40 литров и здоровому-то человеку проблематично на печь водрузить, а здесь ещё и старики… Сначала люди осторожничали: «Как же, такая маленькая печурка», а затем оценивали по достоинству, - улыбается собеседник.
Такую модель печи печник выполняет за две недели. Но подмечает, что время роли не играет, ведь он не работает по принципу «быстрее сделал – скорее убежал».
Нравится ему, когда никто в спину не дышит и не подгоняет, ведь мастер знает, что нужно сделать сегодня, сколько времени дать материалу подсохнуть. Самое сложное – разделка трубы. Нужно всё рассчитать, чтобы не упереться в стропила, соблюсти противопожарные нормы, да и чтобы в обслуживании было удобно.
- Да и если работа не идёт, насильно возиться не надо – иначе всё пойдет наперекосяк, лучше отложить на следующий день, - подмечает Андрей Васильевич. - И это касается не только строительства. Такой совет всегда давал детям в любом деле.
Были в практике нашего героя и заказы на изготовление каминов, барбекюшниц, но таких всё же в разы меньше по сравнению с востребованностью печей.
Жаль только, что некому знания передать – сыновья печным делом не интересуются.
- У молодёжи в грязи возиться желания сейчас нет. Но если бы такой подмастерье нашёлся, обязательно бы своему делу научил, ведь печи останутся и в старых домах, да и новым зачастую такие «жаркие сердца» необходимы.