Исследователи отметили трансформацию страхов в связи с нежеланием федеральных и региональных властей вести разговор с обществом.
КРОС выпустила второй ежеквартальный рейтинг «Национальный индекс тревожностей»: основные фобии населения выявляются путем мониторинга СМИ и соцсетей, сравнивая уровень интереса в этих источниках, проявленный к одной и той же ситуации.
На первом месте в исследовании размещены страхи, связанные с возможным строительством мусорного полигона или мусороперерабатывающего завода в регионе проживания.
Как пояснил Кирьян, основной вклад в формирование страха вносит ситуация со строительством полигона в Шиесе, которая вызвала протесты в Архангельской области и широкое обсуждение в СМИ и социальных сетях.
Эксперт напомнил, что в России «десятки мест, где люди сталкиваются с проблемой логистики отходов и при этом не находят понимания со стороны властей»: сходы граждан, в частности, признаются несанкционированными митингами, а их участники подвергаются административному преследованию.
Шиес стал «модельным примером» для конфликтов в других городах: среди них в КРОС называют Самару, Киров, Серпухов, Зеленоград, Ликино-Дулево. Исследователи отмечают, что ситуация с мусором, экологическая обстановка вокруг существующих свалок, строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов обсуждается в основном в соцсетях, пользователи которых часто считают, что СМИ проблему замалчивают.
Далее в рейтинге среди страхов жителей РФ следуют боязнь гибели в авиакатастрофе.
Основной вклад в формировании тревожности внесла катастрофа 5 мая в Шереметьево с самолетом SSJ100. Трагическое событие само по себе вывело тему авиакатастроф в соцсетях в топ (в июне посты про катастрофу SuperJet по числу и охвату в 4−5 раз превосходят упоминаемость других авиаинцидентов). Важной особенностью обсуждения трагедии стала фобия пользования новой российской техникой — более половины обсуждений инцидента в Шереметьево затрагивали тему надежности SuperJet.
Далее идут страхи, связанные с «полицейским произволом». Эксперты относят этот страх к бытовому, но отмечают, что распространенные представления о качестве работы полиции подтверждаются новостями. Так, по делу Ивана Голунова государственные медиа сначала оправдывали задержавших его полицейских, которые попытались предъявить ему обвинение в хранении наркотиков с целью распространения. Однако затем те же средства массовой информации заняли совершенно противоположную позицию.
Такие ситуации усиливают тревогу, отмечают в КРОС.
Хотя утечки персональных данных обсуждаются в соцсетях не так интенсивно, как в СМИ, где о них сообщают довольно часто, исследователи относят их к «значительным фобиям». Во втором квартале 2019 года широко освещалась ситуация с использованием фальсифицированной электронной подписи в сделках с недвижимостью, в результате чего несколько владельцев лишились квартир.
Факторами, усилившими страхи россиян, связанные с утечками данных, исследователи считают также закон о «суверенном рунете» и затяжную борьбу Роскомнадзора с Telegram.
Исследователи КРОС делят страхи, фигурирующие в рейтинге, на основные фобии и псевдострахи.
Псевдострахи связаны с темами, которые навязывают СМИ: ими аудитория не интересуется и, соответственно, опасений не испытывает. К категории псевдострахов КРОС относит, например, международную напряженность.
Он отметил, что «многие страхи появляются в зависимости от квартала»: «Например, люди будут беспокоиться о ценах только в третьем квартале, когда дети пойдут в школу, но сейчас этого страха нет».
В нынешнем исследовании авторы столкнулись с явлением, которое они называют «черные очки», — тенденцией на негативный взгляд на ситуацию в стране и в мире.
Эксперты связывают его появление с рядом проблем, которые кажутся людям существенными, но практически игнорируются СМИ. В КРОС считают, что «черные очки» отражают претензии общества к власти: к ним относятся отсутствие диалога между местными или региональными чиновниками и гражданами, что говорит, по мнению экспертов, о «неспособности государства качественно исполнить возложенные на него функции».

Как читать таблицу
В рейтинге фиксируется аудитория того или иного страха в средствах массовой информации и в социальных сетях. Эти параметры нашли свое отражение в Медиа индексе (СМИ) и Соцмедиа индексе (социальные сети) соответственно.
Суммарный индекс - сумма параметров для СМИ и соцсетей, что позволяет оценить суммарную аудиторию, которая прочитала и/или обсудила информацию о том или ином страхе.
Приживаемость страха – отношение Соцмедиа индекса к Медиа индексу. Параметр демонстрирует то, как информационная повестка страха в масс-медиа соотносится с ее обсуждением пользователями в социальных сетях и блогах. В случае, когда Приживаемость страха представляет собой критически малую величину, можно говорит о том, что мы имеем дело с Псевдострахом: СМИ об этой теме говорят, но люди этого не обсуждают и не боятся.