Главное
Общество, 28 марта, 14:30

Северянин рассказал о белых пятнах в истории Чумикана

Свидетельства о мартовском бунте 1931 года Николай Утучур тайно собирал всю жизнь

Северянин рассказал о белых пятнах в истории Чумикана

В этом марте практически незамеченной прошла очередная годовщина драматических событий 1931 года в Тугуро-Чумиканском районе. Тогда обозлённые на советскую власть оленеводы подняли бунт и предприняли вооружённое выступление на районный центр. Корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» об этой малоизвестной странице истории Севера в эксклюзивном интервью рассказал первый и пока единственный писатель среди удских якутов Николай Иванов-Утучур. Уже третье столетие потомки переселенцев с берегов Лены живут на просторах обширного Тугуро-Чумиканского района на севере Хабаровского края. Стихи и прозу и на родном языке, и по-русски пишет только он один.

 Больше всего 82-летний пенсионер из крошечного и очень отдалённого села Неран гордится корочкой члена Союза писателей Республики Саха. В него жителя Хабаровского края приняли в 2009 году, а еще через два года он стал участником Международного писательского союза. Тогда-то Николай Николаевич и добавил к своей фамилии псевдоним Утучур. Ут в переводе с якутского означает самую большую в районе реку Уда, вторая половина - Учур – слово эвенкийское. Так называют приток Алдана, который течёт из Хабаровского края в Якутию. Своим творчеством писатель с русской фамилией, но якутскими и эвенкийскими корнями пытается соединить полюса самобытных культур народов Севера, прошлое и настоящее, открыть современникам совершенно забытые куски истории родного края.

 писатель Иванов_корочка члена союза писателей (3).jpg

Под страхом расстрела

 

Родился Николай Иванов-Утучур в селе Удском. Его первым в Охотоморье основали русские землепроходцы на берегах таёжной реки Уда ещё в середине XVII века. Издревле жили там бок о бок и переселенцы из западных областей страны, и местные оленеводы-якуты. Отец Утучура Николай Николаевич Иванов из народа Саха. Служил в 20-е годы толмачом-переводчиков у «красных». Помогал им устанавливать советскую власть в северной глубинке. Мать - Мария Степановна Леонтьева – из старинного эвенкийского рода. Только вот помощь большевикам не уберегла семью от репрессий. В 1938 году деда Николая Иванова по матери Степана Петровича Леонтьева раскулачили, оленей отобрали, а его самого отправили на много лет в ГУЛАГ, как врага народа и японского шпиона. Реабилитировали его уже после смерти Сталина.

Николай Иванов начинал жизнь обычным советским гражданином. После школы уехал из Удского на «большую землю», отучился в военном училище. В армии служил авиационным техником. Как говорит, охранял мирное небо Сахалина.

В 1959 году вернулся в родной район. Трудился председателем в Неране в колхозе имени XXII партсъезда, потом его преобразовали в оленеводческий совхоз «Чумиканский». Всё это время Николая Николаевича терзали смутные сомнения. Он видел, чему учили детей в школах, о чём писали в официальной, практически парадной советской истории, и слышал рассказы стариков о временах коллективизации и репрессий.

старые фото Иванова (2).jpg

- История вся была причёсанная, только хорошие страницы в ней были, а я общался с оленеводами-старожилами и узнавал у них, как советскую власть устанавливали тут у нас на Севере, - после долгой паузы рассказывает Николай Утучур. – Подумал тогда я, как это так - такие события в нашем районе и не учтены в истории! Стал потихоньку их рассказы записывать на альбомные листы. Только о записях своих никому не говорил и не показывал. Понимал, что за такие дневники ни меня, ни моих рассказчиков по голове не погладят. Боялся, что меня могут посадить или даже расстрелять.

 

Оборотная сторона медали

 

Издавать свои многолетние записи рассказов земляков-оленеводов о том, как на самом деле утверждалась советская власть в Удском крае, Николай Николаевич решился только после выхода на пенсию в 1991 году. Времена тогда уже изменились, государство официально признало факты красного террора и политических репрессий. Первая книга Утучура «Наступил счастливый день» увидела свет на якутском языке. Вторую – «Моя родина – Удское» он написал уже на русском.

- Мои книги можно найти во многих библиотеках, губернатору Хабаровского края книгу подарил, в правительстве края мои работы есть, - не без гордости говорит Николай Иванов-Утучур.

К печати практически готова главная рукопись Утучура – «Оборотная сторона медали». В ней писатель собрал воедино свидетельства очевидцев драматических событий 20-х – начала 30-х годов на берегах реки Уды, которые Николай Николаевич хранил всю жизнь.

В 1923 году красные отряды Вострецова уничтожили провозглашённую в Охотоморье «белым» генералом Анатолием Пепеляевым автономию. Известно, что часть отряда противников советской власти избежала арестов и через тайгу ушла из Аяна, где располагался пепеляевский штаб, в село Удское Тугуро-Чумиканского района, да так там и осела. В конце 20-х годов этот факт послужил поводом к началу красного террора в этом глухом уголке.

- В конце 20-х годов Николай Кириллович Третьяков был первым председателем Удского сельского совета и случился скандал, - рассказывает Николай Иванов-Утучур. – Третьяков вроде бы держал в своём хозяйстве остатки банды Пепеляева. А дело было так. Эти остатки банды, когда ушли от преследования «красных», пришли к братьям Третьяковым в Удское и представились геологами. И остались в хозяйстве. А оно у Третьяковых большое было: коровы, лошади, олени. Эти «геологи» сено косили, в общем помогали. Пошли слухи, что у Третьяковых работают какие-то неизвестные люди. Их арестовали. А когда Николая Третьякова избрали председателем районного собрания депутатов, НКВД обвинило его, что он якобы сам участник банды Пепеляева. Сказали, мы тебя за это раскулачим. При проверке нашли у него мешок соболиных шкурок. Он пытался доказать, что своими руками добыл соболей. Но самого Третьякова за это исключили из депутатов, а всё движимое и недвижимое имущество забрали в доход государства, они голые остались. Их отправили на поселение в Нанайский район, там они свой срок отбывали до 1953 года.

Раскулачивание на рубеже 1920-30-х годов в Тугуро-Чумиканском районе коснулось почти каждого оленевода. Стада насильно забирали в создаваемые колхозы. В марте 1931 года терпение некоторых кончилось. Обиженные на советскую власть жители Удского решились силой вернуть отобранных у них оленей и пошли на отчаянный шаг. В архивах сохранился текст донесения уполномоченного ОГПУ Дальневосточного края Терентия Дерибаса о событиях на берегах Удской губы.

«С осени 1930 года и до марта 1931 года феодально-кулацкой верхушкой селения Удского Тугуро-Чумиканского района (на Охотском побережье) под руководством кулаков Шмонина-Третьяковых была организована банда в 107 человек, ставившая целью: захватить районный центр с. Чумикан и другие населенные пункты, ликвидировать Соввласть в районе и в захваченных местах, уничтожить всех коммунистов и арестовать совработников, получить помощь от японцев или американцев и привлечь иностранцев для укрепления их власти и оккупации районов Охотского побережья и Якутии. Сосредоточившись в с. Удское и хорошо вооружившись, банда 16 марта 1931 года произвела организованное наступление, ликвидировала сельсовет с. Удское и учредив свое «временное правительство» из кулаков, приступила к дальнейшему решению поставленных перед собой задач».

Как рассказывает Николай Иванов-Утучур в своих рукописях, 35 самых отчаянных оленеводов, вооружившись, двинулись на районный центр Чумикан. Поступок, конечно, безрассудный. В Чумикане бунт закончился жертвами среди пограничников и местных жителей. Ну а на усмирение волнений в Удское отправился карательный отряд во главе с чекистом товарищем Липским.

- Из-за этих бандитов в Удское прибыл представитель ОГПУ Липский, - продолжает свой рассказ Николай Иванов-Утучур. – Участников бунта он лично расстрелял на месте. Потом пошли массовые чистки. Всех оленеводов с кочевий собрали. И почти сто человек под расстрелы пошли. Часть людей просто топили на озере, километрах в 30-40 от села.

Сейчас в память о тех драматических событиях в Удском установлен мемориальный крест. Жители села и очень редко заезжающие в эти глухие края путешественники возлагают к нему живые цветы и ставят свечи.

 памятник репрессии Удское (2).jpg

Охотское море вдохновляет

 

Николай Иванов-Утучур уверен: красный террор 20-30-х годов на Севере местным жителям аукается до сих пор. Советская власть уничтожила сложившийся веками уклад оленеводов и охотников. В колхозных стадах поголовье оленей таяло ещё в годы социализма. Сейчас на весь огромный Тугуро-Чумиканский район приходится чуть больше 300 голов. В старину у одной семьи стада были больше.

- Неправильно в годы установления советской власти в Тугуро-Чумиканском районе действовали некоторые руководители, - полагает Николай Николаевич. – Можно было всё организовать и без этих раскулачиваний, и без расстрелов без суда и следствия. Оленеводы же таёжные люди. С ними надо было просто по-доброму поговорить, если надо передать оленей из частной в государственную собственность. Впоследствии власти ошибки осознали и стали давать часть колхозных стад в аренду. Люди уходили с оленями в тайгу на охоту, на пастбища на всю зиму. Возвращались уже с приплодом. Но в целом коллективизация убила на Севере оленеводство.

Возродить традиционный уклад народам Севера сейчас крайне трудно, полагает Утучур. Опытные оленеводы-старожилы давно ушли из жизни, а освоить профессию таёжного пастуха ох как не просто. Да и не учат сейчас на оленеводов. Основательно забыты и родные языки, родная культура. Правда, в этом направлении Николай Николаевич постарался, как мог. Помимо исторических очерков из-под его пера вышло много стихов и песен. Вдохновение он черпает в суровой северной природе. На пенсии, пока были силы, Утучур руководил бригадой рыбаков. Ловили лосось в местной Уде и на Охотском море.

- У меня во время работы всё рождалось в голове. Я же на море рыбачил, - говорит Николай Иванов-Утучур. – Шум морских волн, речные потоки - всё это меня вдохновляло. Вечером записывал стихи и тексты песен. Хорошие люди меня вдохновляли. Очень хотелось передать на бумаге их характер, способности.

- А поют сейчас люди ваши песни?

- Поёт молодёжь! Про море Охотское, про реку нашу Уду, про рыбалку, ну а больше любят петь мои песни про любовь! – отвечает Утучур. – Смотря на меня, многие тоже взялись за перо. Поэтов в районе много появилось новых.  Люди стихи пишут, сами песни придумывают. Раньше такого не заметно было, видимо, я пример такой подал.

За свои публикации, как говорит Николай Николаевич, он ни разу не получал писательские гонорары. Не для этого он пишет. Главное, считает Утучур, раз люди проникаются родной историей, родным языком и культурой - значит, Север обязательно ждёт возрождение.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме