Постом может стать отказ от соцсетей – хабаровский священник
Самый продолжительный пост длится 40 дней и еще одну неделю, которая называется Страстной седмицей. Великий пост – из четырех, которые есть в году, особенно строгий. Во все время не разрешается есть мясные и молочные продукты, рыбу, яйца.

И только два раза можно позволить себе рыбу - 7 апреля, когда отмечаются праздник Благовещения, и Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, оно всегда ровно за неделю до Пасхи. Но в этом году Благовещение приходится на Страстную седмицу, неделю особого воздержания, а потому по церковному уставу никакой рыбы не полагается. Зато в пост можно есть кальмары, креветки, они бескровные, и даже темный шоколад.

Не суди да не судим будешь


Конечно, эти строгие правила существуют для тех, кто много лет постится, у кого есть опыт подобных испытаний. Для монахов они еще жестче. Монашествующие в первую и последнюю неделю поста отказываются даже от растительного масла, а в какие-то дни не едят вообще.

С чего начинать тем, кто только впервые хотел бы испытать себя?

Начинать надо с малого. Скажем, с того, чтобы не есть мяса в первую и последнюю недели поста. Но тут как во всяком деле, нужна разумность. Иначе можно занырнуть на такие глубины, из которых невозможно выбраться. Если человек, который отказался привычной пищи, начинает раздражаться, впадает в ярость и уныние, то лучше свои попытки прекратить. Никакой пользы от такого поста не будет. Ибо, как говорили, в древности, лучше есть мясо, чем есть людей.
– Ведь пост предполагает не столько ограничение себя в еде, сколько совершенствование своих духовных качеств, - рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» первый проректор Хабаровской духовной семинарии Дионисий Проскурин. - Он необходим для нашего духовного роста и совершенства. В одном из песнопений, которое звучит во время службы, говорится, что надо воздерживаться от злого языка, ярости, гнева. То есть, хотя бы на время поста перестать осуждать своих ближних и дальних, обижать и обижаться. Пост нужен, чтобы мы изменили себя, стали добрее, милосерднее, принесли плоды покаяния.

Впрочем, иногда люди говорят, что никаких грехов они не совершают, живут, как все, спокойно, мирно. В чем каяться? Но если внимательно всмотреться в себя, можно увидеть много того, в чем мы сами себе не хотим признаться. Скажем, стоит нам оказаться в магазине или в общественном транспорте, где кто-то сказал неосторожное слово, как мы ввязываемся в ссору. Или взрываемся, застряв в пробке по дороге домой. Пост – это прежде всего работа над своей душой. Ведь человек должен быть цельным. А потому ограничение себя в пище – не самоцель, а лишь способ для достижения цели.

Апостол Павел сравнивал пост с совершенствованием спортсмена. Как он на какое-то определенное время себя в чем-то ограничивает, чтобы достичь цели и получить венцы, которые, впрочем, скоро увядают. Так вот, христиан должен стремиться получить венцы, которые не увядают никогда.

Раз в неделю без интернета


Конечно, пост нужно соотносить со своим здоровьем, возрастом, родом занятий. Церковь не предписывает поститься людям, которые заняты тяжелым физическим трудом, больным, кормящим матерям, маленьким детям.

social-media-3129487_960_720.jpg
- Один из святителей - Иоанн Златоуст, который жил сотни лет назад, сказал, что кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - продолжает Дионисий Проскурин. - Не одни уста должны поститься, но и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело. В стародавние времена с началом поста в богатых домах закрывали пианино, переставали ездить в театр, ходить на приемы. То есть ограничивали развлечения. Постом для современного человека может быть отказ от многочасового сидения в социальных сетях.

Священники советуют молодым людям хотя бы раз в неделю перестать пользоваться интернетом для развлечений. Попробуйте прожить день, уделив больше внимания детям, родным, престарелым родителям.
- Впрочем, проще все себе запретить, а потом все разрешить, чем постепенно уходить от компьютерной зависимости, - убежден Дионисий Проскурин. – Пост – период духовного усилия. Надо преодолеть себя, чтобы усилить молитву, умножить милосердие, укротить страсти, примириться с врагами.

А как постятся в семинарии?

Как всяким учащимся, студентам семинарии сделаны послабления, по воскресеньям им разрешено есть рыбу, в остальные дни – только постные блюда. Поскольку их кормят в трапезной, то семинаристам не надо думать, чтобы им такого съесть. В первую и последнюю недели поста занятий нет. Утром и вечером студенты проводят в церкви вовремя весьма продолжительных служб, а длиться они могут с 8 утра и до обеда. К обычному правилу добавляются молитвы с поклонами.

Смотрят ли телевизор студенты? Нет. Он есть в семинарии, но его практически не включают. Говорят, в том нет необходимости. Что же касается смартфонов, то ими в семинарии пользоваться не запрещено. По словам первого проректора семинарии, это средство связи для тех, у кого родители живут далеко. А в остальном – это вопрос личного понимания будущих священников, что можно, а чего нельзя смотреть в пост.

Постом может стать отказ от соцсетей – хабаровский священник
Автор:

С сегодняшнего дня у православных начался Великий пост

Общество, 19 февраля, 11:10

Постом может стать отказ от соцсетей – хабаровский священник

С сегодняшнего дня у православных начался Великий пост

Постом может стать отказ от соцсетей – хабаровский священник
Самый продолжительный пост длится 40 дней и еще одну неделю, которая называется Страстной седмицей. Великий пост – из четырех, которые есть в году, особенно строгий. Во все время не разрешается есть мясные и молочные продукты, рыбу, яйца.

И только два раза можно позволить себе рыбу - 7 апреля, когда отмечаются праздник Благовещения, и Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, оно всегда ровно за неделю до Пасхи. Но в этом году Благовещение приходится на Страстную седмицу, неделю особого воздержания, а потому по церковному уставу никакой рыбы не полагается. Зато в пост можно есть кальмары, креветки, они бескровные, и даже темный шоколад.

Не суди да не судим будешь


Конечно, эти строгие правила существуют для тех, кто много лет постится, у кого есть опыт подобных испытаний. Для монахов они еще жестче. Монашествующие в первую и последнюю неделю поста отказываются даже от растительного масла, а в какие-то дни не едят вообще.

С чего начинать тем, кто только впервые хотел бы испытать себя?

Начинать надо с малого. Скажем, с того, чтобы не есть мяса в первую и последнюю недели поста. Но тут как во всяком деле, нужна разумность. Иначе можно занырнуть на такие глубины, из которых невозможно выбраться. Если человек, который отказался привычной пищи, начинает раздражаться, впадает в ярость и уныние, то лучше свои попытки прекратить. Никакой пользы от такого поста не будет. Ибо, как говорили, в древности, лучше есть мясо, чем есть людей.
– Ведь пост предполагает не столько ограничение себя в еде, сколько совершенствование своих духовных качеств, - рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» первый проректор Хабаровской духовной семинарии Дионисий Проскурин. - Он необходим для нашего духовного роста и совершенства. В одном из песнопений, которое звучит во время службы, говорится, что надо воздерживаться от злого языка, ярости, гнева. То есть, хотя бы на время поста перестать осуждать своих ближних и дальних, обижать и обижаться. Пост нужен, чтобы мы изменили себя, стали добрее, милосерднее, принесли плоды покаяния.

Впрочем, иногда люди говорят, что никаких грехов они не совершают, живут, как все, спокойно, мирно. В чем каяться? Но если внимательно всмотреться в себя, можно увидеть много того, в чем мы сами себе не хотим признаться. Скажем, стоит нам оказаться в магазине или в общественном транспорте, где кто-то сказал неосторожное слово, как мы ввязываемся в ссору. Или взрываемся, застряв в пробке по дороге домой. Пост – это прежде всего работа над своей душой. Ведь человек должен быть цельным. А потому ограничение себя в пище – не самоцель, а лишь способ для достижения цели.

Апостол Павел сравнивал пост с совершенствованием спортсмена. Как он на какое-то определенное время себя в чем-то ограничивает, чтобы достичь цели и получить венцы, которые, впрочем, скоро увядают. Так вот, христиан должен стремиться получить венцы, которые не увядают никогда.

Раз в неделю без интернета


Конечно, пост нужно соотносить со своим здоровьем, возрастом, родом занятий. Церковь не предписывает поститься людям, которые заняты тяжелым физическим трудом, больным, кормящим матерям, маленьким детям.

social-media-3129487_960_720.jpg
- Один из святителей - Иоанн Златоуст, который жил сотни лет назад, сказал, что кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, - продолжает Дионисий Проскурин. - Не одни уста должны поститься, но и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело. В стародавние времена с началом поста в богатых домах закрывали пианино, переставали ездить в театр, ходить на приемы. То есть ограничивали развлечения. Постом для современного человека может быть отказ от многочасового сидения в социальных сетях.

Священники советуют молодым людям хотя бы раз в неделю перестать пользоваться интернетом для развлечений. Попробуйте прожить день, уделив больше внимания детям, родным, престарелым родителям.
- Впрочем, проще все себе запретить, а потом все разрешить, чем постепенно уходить от компьютерной зависимости, - убежден Дионисий Проскурин. – Пост – период духовного усилия. Надо преодолеть себя, чтобы усилить молитву, умножить милосердие, укротить страсти, примириться с врагами.

А как постятся в семинарии?

Как всяким учащимся, студентам семинарии сделаны послабления, по воскресеньям им разрешено есть рыбу, в остальные дни – только постные блюда. Поскольку их кормят в трапезной, то семинаристам не надо думать, чтобы им такого съесть. В первую и последнюю недели поста занятий нет. Утром и вечером студенты проводят в церкви вовремя весьма продолжительных служб, а длиться они могут с 8 утра и до обеда. К обычному правилу добавляются молитвы с поклонами.

Смотрят ли телевизор студенты? Нет. Он есть в семинарии, но его практически не включают. Говорят, в том нет необходимости. Что же касается смартфонов, то ими в семинарии пользоваться не запрещено. По словам первого проректора семинарии, это средство связи для тех, у кого родители живут далеко. А в остальном – это вопрос личного понимания будущих священников, что можно, а чего нельзя смотреть в пост.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме