Сразу два больших выставочных проекта запустил Хабаровский краевой музей имени Гродекова в Санкт-Петербурге и Казани. Это стало возможным благодаря тесным связям, которые наладили наши хранители прошлого с коллегами из других регионов России. В Северной столице на площадке РОСФОТО любители репортажной и художественной фотографии могут максимально близко и полно узнать о становлении светописи, как называли это искусство в середине позапрошлого века, на берегах Амура, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Особое значение в проекте имеют ранние фотографии дальневосточного фотографа Владимира Васильевича Ланина, сделанные в 1860-е годы и хранящиеся в Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова, Институте истории материальной культуры Российской академии наук и Российской национальной библиотеке.
Ланин увлекся изучением Дальнего Востока и фотографией во время работы с экспедицией Ф. Б. Шмидта. В 1862 году он открыл в Хабаровске фотоателье. С 1869 года он занимался съемками по поручению Императорского Русского географического общества. Некоторые его фотографии вошли в альбом «Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал». Он был издан в Санкт-Петербурге в 1870 году и содержал более 300 изображений. В 1875–1876 годах Ланин создал «Альбом Амура и Уссурийского края», включающий более 150 снимков, которые он опубликовал в трех томах. Этот труд был приобретен Императорской публичной библиотекой.
Параллельно с проведением экспозиции в Санкт-Петербурге Гродековский участвует в другом межмузейном проекте с Национальным музеем Республики Татарстан. В Казани открылась выставка «Краски Амурской земли». Ранее музейщики Татарстана организовали в Хабаровске проект, который знакомит дальневосточников с культурой, бытом и историей народов Поволжья. В ответ Гродековский музей до декабря будет знакомить казанцев и гостей города с самобытной культурой коренных этносов Хабаровского края.
Посетители Национального музея Татарстана смогут познакомиться с более чем 200 уникальными предметами из Приамурья, охватывающими период с XIX по XXI век. Эти экспонаты демонстрируют быт, духовные практики и художественные традиции нанайцев, ульчей, орочей, нивхов, эвенков и других народов, проживающих на берегах Амура. Одним из центральных экспонатов является костюм эвенкийского шамана в образе птицы, символизирующий связь между мирами. Также представлен праздничный женский халат из рыбьей кожи, который поражает мастерством исполнения и богатой символикой орнаментов.