В среду в здании УФСБ по Архангельской области совершил самоподрыв 17-летний студент второго курса местного политехнического техникума, известный в соцсетях как Валерьян Панов и Сергей Нечаев. Студент, называвший себя анархо-коммунистом, погиб на месте, ранения различной степени тяжести получили трое сотрудников ФСБ.
О том, что собирается совершить теракт в здании местного УФСБ, второкурсник Архангельского политехнического техникума написал в чате анархистов в Telegram за семь минут до своей акции. В сообщении от имени Валерьяна Панова говорилось, что ответственность за теракт он берет на себя, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на
«Коммерсант».
Причиной, побудившей студента к радикальному действию, было названо то, что ФСБ якобы «фабрикует дела и пытает людей». В завершении взрывник пожелал товарищам «светлого будущего анархического коммунизма». Ответы и комментарии в мессенджере последовали уже после того, как злоумышленник совершил самоподрыв. Одни приняли его послание за шутку, другие пожелали удачи, и лишь немногие попытались отговорить.
По данным Следственного комитета России, в 8:51 молодой человек в синей куртке с рюкзаком на плече открыл дверь в здание УФСБ. Уже подходя к рамке металлодетектора, он достал из рюкзака бомбу и тут же привел ее в действие, нажав на кнопку. Сам анархист погиб на месте, а ранения различной степени тяжести получили находившийся за рамкой прапорщик и еще два сотрудника ФСБ, которые вошли в фойе вслед за террористом.
Взрывом, мощность которого, по некоторым данным, составляла 300–400 г в тротиловом эквиваленте, было разрушено и само помещение. С вывески «Комната для посетителей» взрывной волной сорвало часть приклеенных букв, а из оставшихся получилось символичное «Комна а д».
Установить личность бомбиста прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группе не составило особого труда. В кармане одежды погибшего было найдено удостоверение студента второго курса Архангельского политехнического техникума.
В него анархист поступил в 2017 году, после того как закончил 9 классов Катунинской средней школы в Приморском районе Архангельской области. Жил он с матерью и бабушкой, которая в основном и занималась его воспитанием. Семья, в которой вырос будущий террорист, по отзывам знакомых, самая обычная. Сам подросток на учетах в полиции и, например, у психиатра не состоял. В школе подросток учился в основном на тройки и ничем среди сверстников не выделялся.
В политехническом техникуме, по словам сокурсников, он учился уже неплохо, однако ни с кем особо не дружил, проводя время в основном с компьютером. Для других студентов теракт, устроенный их сокурсником в УФСБ, стал полной неожиданностью, как и для преподавателей.
Педагоги колледжа уверяют, что подросток был взвинчен с начала марта
25 апреля 2017, 08:00 0
Об увлечениях и товарищах террориста можно судить по его аккаунтам в социальных сетях. Например, в сети «ВКонтакте» молодой человек был зарегистрирован под именем известного революционера и террориста XIX века Сергея Нечаева, осужденного за убийство студента в 1869 году. Судя по переписке, оставшейся от его возможного последователя, тот активно продвигал его идею насильственных действий для достижения собственных целей.
В Telegram-канале анархистов «Речи бунтовщика» юноша общался с товарищами под именем Валерьяна Панова. Соратники по движению в переписке друг с другом отмечали его увлеченность и осведомленность в деле изготовления различных бомб.
Известный психиатр-криминалист Михаил Виноградов предположил, что подростка к происшедшему подтолкнули события в Керчи, которые широко обсуждались и муссировались в СМИ. 17 октября, напомним, тихий и ничем не примечательный студент 4-го курса Владислав Росляков неожиданно убил 20 человек, а потом покончил с собой.
По мнению психиатра, юношей, возможно, двигало желание уподобиться Рослякову и даже превзойти его в части резонанса от содеянного, «возвысившись» над ним и его предшественниками, такими, как 17-летний студент Хабаровского технического колледжа Антон К., которые
устроил расстрел в здании УФСБ по Хабаровскому краю в прошлом году.
После проведения первичных следственных действий в Архангельске, в том числе допроса родственников террориста и обысков, в ходе которых, по некоторым данным, были изъяты различные химикаты, в том числе селитра, которые он использовал для изготовления бомбы, уголовное дело по распоряжению председателя СКР Александра Бастрыкина было передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат следственного ведомства.
Напомним, что дело хабаровского стрелка также было передано в центральный аппарат СКР, и с тех пор о нем ни слуху ни духу.