Виктор Зигфридович Тиц – верный рыцарь прекрасной дамы по имени Музыка, ещё один из тех, чьими достижениями и свершениями славен Хабаровский край. Серию публикаций о выдающихся земляках в рубрике «Есть кем гордиться» ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает рассказом о ещё одном герое книги Натальи Думчевой «Личность. История Хабаровского края в лицах».
Виктор Тиц (1938 – 2006). Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, директор, художественный руководитель и главный дирижёр Дальневосточного симфонического оркестра, почетный гражданин Хабаровска.
Любите музыку, она прекрасна
Давно ли Вы бывали на концерте нашего симфонического оркестра? Давно ли отправлялись в путешествие по волнам классической музыки? И находили это неповторимое душевное тепло и равновесие от музыкальных фантазий. Классическая музыка входит в каждого из нас постепенно, как правило, с возрастом. Она, как хорошее вино или картины импрессионистов – чем больше пробуешь и всматриваешься, тем интереснее и загадочней.
Знаменитый Юрий Башмет на одном из первых знакомств с Хабаровским симфоническим оркестром был удивлён и приятно поражён. Оркестр работал и звучал на уровне столичных коллективов.
Когда поешь дуэтом, созвучия и красоты добиваешься достаточно долго. А это оркестр, десятки людей и разных инструментов! И чтобы вещь зазвучала, заставила зрителя замереть от красоты и величия звука – нужна колоссальная, титаническая работа. Работа с оркестром и с каждым из музыкантов.
А музыкант – это художник. Со своим опытом, видением музыки, с непростым, как правило, характером. Поэтому дирижёр вбирает в себя несколько профессий: и музыканта высокого класса, и психолога, и организатора, и администратора, и, конечно, человека. Наш любимый Тиц обладал всем этим сполна!Когда поешь дуэтом, созвучия и красоты добиваешься достаточно долго. А это оркестр, десятки людей и разных инструментов! И чтобы вещь зазвучала, заставила зрителя замереть от красоты и величия звука – нужна колоссальная, титаническая работа. Работа с оркестром и с каждым из музыкантов.
Тиц Виктор Зигфридович родился в Москве. Отец заведовал кафедрой Корна в Московском энергетическом институте. Мать вела домашнее хозяйство. Первый музыкальный опыт Витя приобрёл именно в семье, где домашнее музицирование было неотъемлемой частью жизни. Отец играл на скрипке и обожал Крейслера и Сарасате. Мать играла на фортепиано и предпочитала Шопена. Когда Вите было шесть лет, он сказал, что хочет дирижировать оркестром. Никто тогда и не думал, что мечта ребёнка станет явью.
На Рождество украшали ёлку, в доме пахло праздничным печеньем и звучали рождественские гимны. Так было принято в немецких семьях. Тицы вели свой род от предков, которые переселились в Россию ещё при Екатерине. И понесли наказание за это спустя много лет. В предвоенные и военные годы немало немцев были репрессированы и высланы из столицы на окраины. Безвозвратно сгинули в казахстанских степях многие родственники Тицев. А они всю войну прожили в Москве, отец продолжал работать на кафедре.
Однако, в 1945-м, словно спохватившись, семью выслали в Иваново. Потом Виктор Зигфридович назвал это большой удачей: в отличие от Казахстана, у них было жильё. Именно в Иваново он начал учиться в детской музыкальной школе. Правда, он тогда больше любил футбол, поэтому учился без особого усердия, а в шестом классе даже чуть не бросил. Но потом «разохотился» и после окончания музыкальной школы решил продолжать музыкальное образование.
Поступил в Ивановское училище сразу на два отделения – фортепианное и теоретическое. Благодаря абсолютному слуху, справлялся и быстро запоминал новые произведения. В 1955 году семье разрешили вернуться в Москву. В музыкальном училище при столичной консерватории уровень знаний ивановского третьекурсника оценили не высоко. Очень большая разница в уровне преподавания. Ему предложили начать обучение с первого курса, что сильно ударило по самолюбию Виктора. Он попал в «ежовые рукавицы» известного в стране педагога по теории музыки В. Хвостенко и узнал, что такое трудиться по-настоящему. Хвостенко беспощадно оценивал результат по шкале от 0 до 4. Ученик мог получить за свой труд 1 с плюсом или 2 с минусом. Тройка для многих учеников Хвостенко была недостижимой мечтой. На всю жизнь Виктор Тиц был благодарен за эти уроки, которые, как он говорил, заставили работать голову.
Кроме Хвостенко в училище работали известные музыканты: по гармонии – С. Григорьев, по сольфеджио – Д. Блюм. Уроки последнего были для Тица отдыхом и доставляли молодому человеку удовольствие.
В 1958 году Виктор поступил в Московскую консерваторию на теоретическое отделение, обучали его корифеи отечественного музыкознания Р. И. Груббер (история музыки), Л.А. Мазель и В.А. Цуккерман (анализ музыкальных произведений), В.В. Протопопов – автор учебника по полифонии.
Молодой человек не забыл свою мечту стать дирижером, но дирижерского факультета тогда не было. Тиц стал посещать факультативные занятия по дирижированию Лео Гинзбурга – отца многих российских дирижёров. Консерваторию Виктор окончил как теоретик. Дипломную работу защитил на «отлично». Затем он обучался в аспирантуре Московской консерватории на специализации «Оперно-симфоническое дирижирование» у Гинзбурга. Здесь он прошел хорошую дирижерскую школу, научился, по собственному признанию, с уважением относиться к партитуре и оркестровым партиям.
Годы аспирантуры совпали с периодом небывалого расцвета музыкальной культуры страны. Лучшие симфонические оркестры мира были частыми гостями столицы: Филадельфийский, Бостонский, Чешский, Венский и другие.
Студенты часами мёрзли под лестницей Большого зала консерватории, чтобы услышать выдающегося итальянского дирижера Карло Цекки. Тицу посчастливилось увидеть и услышать великих дирижёров ХХ века – Леонарда Бернстайна, Игоря Стравинского, Герберта фон Караяна, произведшего на него большое впечатление скупой манерой дирижирования и мощным волевым импульсом.
В аспирантуре Виктор дебютировал как дирижёр оперной студии Московской консерватории. Интерес к постановке оперных спектаклей Тиц пронёс через всю свою жизнь. В театре он работал ещё с большим азартом, темпераментом и увеличением, чем в концертном зале. В оперной студии аспирант провел все репетиции и постановки опер «Севильский цирюльник» Россини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Евгений Онегин» Чайковского и «Царская невеста» Римского-Корсакова. Завершил обучение в аспирантуре исполнением программы в Большом зале Московской консерватории – звучали «Симфонические танцы» С. Рахманинова и концерт №1 для фортепиано с оркестром С. Прокофьева.
Аспирантом Тиц начал работать сначала в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова, где он преподавал теорию музыки, затем в драматическом театре им. Вахтангова. В Люберцах он взялся ещё и за руководство любительским симфоническим оркестром. Оркестр этот стал лауреатом конкурса самодеятельных оркестров и был удостоен чести выступать с концертом во Дворце съездов.
На распределении 28-летний выпускник аспирантуры Виктор Тиц из трёх предложенных городов Советского Союза выбрал Хабаровск и на одиннадцать лет стал художественным руководителем и главным дирижером Дальневосточного симфонического оркестра.
Хабаровские истории
«Я приехал в Хабаровск, имея в «багаже» 15 симфоний и 4 оперы, но этого оказалось мало, - вспоминал дирижер. – Я был совершенно не готов к профессии руководителя, которую надо было постигать на ходу, осваивая административные навыки и тонкости человеческих взаимоотношений».
Через две недели после приезда Тица в Хабаровск оркестр отправился на два месяца по городам Сибири и Дальнего Востока. Гастроли в «глубинке» на разных площадках перед многообразной аудиторией требовали репертуара, включающего в себя, главным образом, популярную классическую музыку. Её в «портфеле» молодого дирижёра не было. Пришлось осваивать между концертами. За три года Тиц объездил с оркестром весь Дальний Восток, включая Чукотку, Курилы, остров Путятин, БАМ. Играли в клубах, школах, заводских цехах, институтах, где невозможно было продемонстрировать высокое качество исполнения. Оркестр давал 110 концертов в год – таков был государственный план. За 11 лет дирижёр познал все «прелести» гастрольной жизни российских музыкантов.
«… Хабаровск притягивает», - говорил Виктор Зигфридович, - и природой, и, в первую очередь, людьми – открытыми, творчески одержимыми. Здесь интересно работать, здесь можно экспериментировать».
В вышедшем на экраны страны в 1973 году художественном фильме «Самые красивые корабли» по повести Юрия Рытхэу была удивительная сцена: расположившись прямо на парусах, брошенных на песок, оркестр играет Генделя. Солёные брызги моря, суровые скалы, летящие чайки, порывистый ветер, рвущий ноты с пюпитров, чукчи, потрясённые невиданным зрелищем, и дирижёр, объединяющий всё это действо. Аборигены назвали его шаманом. Это был Виктор Тиц и созданный им камерный оркестр «Серенада». Они играли в бухте Провидения, на берегу Берингова пролива… Памятным событием в 1976 году стал для Тица конкурс симфонических оркестров Российской Федерации. Дальневосточный симфонический занял шестое место, а исполнение обязательного произведения было признано лучшим.
В эти годы Тиц показал себя превосходным дирижёром-аккомпаниатором, чьё мастерство оценили многие известные советские и зарубежные солисты..
Он внёс существенный вклад в обновление репертуара оркестра и значительно поднял творческий уровень коллектива. Развивая традиции, переданные ему предшественниками, новый дирижёр определил основные принципы работы. Это высочайший уровень всего коллектива, его солистов, а также яркий оригинальный репертуар. Унаследовав дух немецкой культуры, соединив его с русской дирижерской школой. Виктор Тиц тяготел к масштабным звуковым полотнам – симфониям Бетховена, Брамса, Малера, Брукнера, Чайковского и Рахманинова.
Интересна была ему и музыка ХХ века, но не в её крайне авангардных проявлениях. Весьма благожелательно Тиц относился и к музыке дальневосточных композиторов. Профессиональному росту Тица безусловно способствовало общение с корифеями музыкального искусства, которые были частыми гостями в Хабаровске: дирижёрами К. Элиасбергом, Р. Матсовым, Ю. Николаевским; пианистами Л. Власенко, С. Доренским, А. Наседдкиным, И. Жуковым; скрипачами Э. Грачем, О. Крысой, И. Бочковой, певицей М. Васильевой – замечательной исполнительницей монооперы Пуленка «Человеческий голос».
В 1978 году Виктор Зигфридович покинул оркестр. «Я как администратор упустил появление критической ситуации в коллективе, - признавался маэстро. – Возник конфликт между мной и некоторыми музыкантами оркестра. Не найдя поддержки у администрации филармонии, написал заявление и уехал по приглашению в Омск».
Под его руководством оркестр Омской филармонии в 1984 году на конкурсе оркестров России занял первое место. Омичи благодарны Тицу за огромный вклад в осуществление грандиозного проекта – реставрацию Русского собора (архитектор Стасов) и установку там органа чешской фирмы с 47 регистрами.
В 1981 году дирижёр получил звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». А в 1987 году он уехал в Москву, где работал в Росконцерте дирижёром-гастролёром.
И вновь Хабаровск
Предложение вновь занять место главного дирижёра в Хабаровске стало для Виктора Зигфридовича неожиданным. Вряд ли это приглашение можно было назвать заманчивым. В 1989 году Дальневосточный оркестр переживал тяжёлый период – был разукомплектован, музыкантов угнетал тяжёлый моральный климат, отсутствие перспективы роста. Но Тиц согласился не раздумывая. Его вдохновляла перспектива новой творческой работы. И, конечно, встреча с дальневосточной природой, ранее покорившей и очаровавшей музыканта.
«Дальний Восток обладает силой притяжения, - вспоминал он. – Когда я первый раз, после года работы, поехал в отпуск в Москву, то через неделю поймал себя на мысли, что хочу вернуться домой, в Хабаровск».
Первый симфонический сезон «второго хабаровского периода» Тица показал: оркестр выздоравливает, в его «венах» вновь начинает пульсировать горячая кровь. В концертный зал вернулся серьёзный слушатель, которого привлекали интересные, разнообразные программы, культура исполнения и самоотдача дирижёра. В 1990 году Тиц впервые выехал за пределы страны с камерным оркестром. Это была Аляска. Здесь камерный оркестр «Серенада», много лет, работающий при Дальневосточном симфоническом оркестре, дал четыре концерта. Он покорил жителей северного штата Америки нежной теплотой «Струнной серенады» Чайковского и другими музыкальными шедеврами.
Новые времена, новые планы
В 1991 году Тиц с оркестром ушел из краевой филармонии. Хотелось воспользоваться возможностями наступившей рыночной эпохи. Он стал директором самостоятельного творческого коллектива, финансируемого напрямую администрацией Хабаровского края. Дирижёр хотел быть свободным и независимым в художественной политике и формировании коллектива. Мечтал сбросить «кандалы» потогонной филармонической системы. Трудностей пришлось преодолеть немало, но он никогда не жалел о сделанном.
Виктор Зигфридович добился чего хотел. Он был жестким руководителем. Но при нём оркестр приобрёл лучшие качества, что вызывало удивление и восхищение многих музыкантов, приезжавших в Хабаровск на гастроли: гибкость, пластичность, широту дыхания, масштаб звучания, универсализм.
Музыковеды отмечали дар Тица формировать программы концертов, осуществлять их режиссуру с выявлением глубинных драматургических пластов музыкального произведения. Этот режиссёрский дар захватывал аудиторию увлекательным развёртыванием музыкального действия, как в академической атмосфере, так и в павильоне городского парка. Он был кумиром хабаровских меломанов. Союз оркестра и маэстро, излучающего огромную творческую энергию, сделал Хабаровск музыкальной столицей региона, где свято чтят традиции русского исполнительского искусства. В 1994 году состоялись заграничные гастроли Дальневосточного симфонического оркестра в Республику Корея. Имя дирижёра зазвучало на концертных площадках стран Тихоокеанского региона. С большим успехом проходили его гастроли с оркестрами Токио, Сеула, Инчона. Он был признан профессором Сеульской консерватории.
Творческую деятельность Виктор Зигфридович сочетал с педагогической. Понимал, что Дальний Восток вряд ли будет пополняться кадрами с запада. Поэтому музыкальный центр региона должен рассчитывать в основном на силы местных исполнителей. Тиц возглавил созданную им на базе Хабаровского института искусств и культуры кафедру «Инструментальное исполнительство». Здесь проходили подготовку не только российские струнники и духовики, пополнявшие оркестр, но и студенты и аспиранты из стран АТР.
Взаимная любовь
Восхищала воспитательная грань дирижёра. Ярко проявилась она в работе с юными музыкантами. На первую встречу в детской музыкальной школе №1 Хабаровска Виктор Зигфридович пришел зимой 1973 года. Хотел прослушать учащихся, претендующих на выступление с оркестром.
Он тогда не просто прослушал концерты, а долго возился с ребятами. Добивался нужных штрихов, темпов, соотношения звучания соло и аккомпанемента, и лишь затем допустил их на репетиции. Поражала его ответственность в работе с детьми. Деликатность сочеталась с жёсткой требовательностью к юным музыкантам, которые любили его и мечтали с ним играть.
Общение с дирижёром дети переживали, как самый отрадный момент их жизни. А он щедро платил им за любовь, бескорыстно передавая свой опыт и мастерство. В сопровождении оркестра играли лауреаты российских и международных конкурсов Юля Пахомова, Саша Кузнецов, Даша Кученова, Даша Новикова, Саша Ли, Арсений Аристов и другие. Оркестр дал путёвку в жизнь многим талантливым молодым музыкантам. Благодаря Тицу, и сегодня в Хабаровске существует фестиваль юных творческих дарований «Новые имена», расширивший географию от регионов Сибири и Дальнего Востока до стран АТР.
2002 год стал для Виктора Тица поистине звёздным. Дирижёру присвоено звание народного артиста России, которое «рубили» дважды. Присвоено звание Почетного гражданина города Хабаровска. Он заслужил это своей любовью к городу и его людям.
Тиц подарил Дальневосточному художественному музею старинный клавесин. Учредил стипендию для лучших учеников седьмого детского дома, которую несколько лет выплачивал им из собственной пенсии. Играл малышам в детском саду № 102, подбирал на улице бродячих собак… - доброта не кричит, она просто существует!
Оркестру 65 лет. Маэстро придумал для каждого своего музыканта выигрышный номер. Солировали даже те, кто работал в симфоническом только первый сезон. Звёзды – Вера Дубовик, Валерий Третьяк, те просто купались в овациях, никто не ожидал, что он упросит ведущую альтистку Юлию Павельеву … спеть! И так это было замечательно. А потом ещё вывел на авансцену ансамбль контрабасистов, в котором играли не только молодые люди, но и дамы. Своим джазовым выходом музыканты буквально подняли зал…
Хабаровчане обожали концерты под Старый Новый год. Они всегда проходили «на ура». Билетов не достать, как и на открытие сезона. Публика знала, что в программе обязательно будут экспромты. Играли лёгкий репертуар, и почти всегда под занавес Штраус.
Однажды маэстро придумал в завершение представления такой ход: пустая сцена, гаснет большой свет, а перед каждым музыкантом зажигается свеча. Дирижёр уходит за кулисы и оркестр начинает без него «проигрывать», заканчивают свои партии духовые, задувая огонь свечи. Затем уходят виолончели, альты и скрипки, пока на сцене не остаётся одна Вера Дубовик. Первая скрипка оркестра. Она и ставит точку. А потом – всплеск, море света и с фужером шампанского появляется Тиц…
Его не стало в марте 2006 года: сердце… Но он по-прежнему с нами. Ведь пока о человеке помнят, он продолжает жить… Маэстро поднял Дальневосточный симфонический оркестр на международный уровень. Его имя навсегда вписано в историю российского музыкального искусства, благодаря самоотверженной преданности музыке, огромному таланту и высочайшему мастерству.
Немного о нём
Главный редактор журнала «Словесница Искусств» Елена Глебова: Я считаю, что именно Виктор Зигфридович во многом сформировал в нашем городе классическое музыкальное пространство. Он воспитал несколько поколений настоящих слушателей. Для Тица не было мелочей. Перед концертом маэстро облачался в идеально отутюженный фрак, и сколько бы времени в запасе у него не оставалось, никогда не позволял себе даже присесть – всё должно быть идеально! Тиц был чрезвычайно пунктуален. Он замечательно отвечал на вопросы: всегда предельно точно и лаконично формулировал мысль, о чём-то мог рассказать с юмором. Он всегда и во всём держал высокий уровень профессионала.
Ирина Стрелкова, бывший заместитель главы администрации края: Виктор Тиц мне запомнился своей невероятной скромностью. Он был по-немецки сдержанным человеком, скрупулёзным в работе. Не помню, чтобы Тиц требовал для себя каких-то благ или привилегий. Не «ячился», о личных проблемах предпочитал никогда не рассказывать, но за своих музыкантов очень переживал. Он честно выполнял дело! Всегда и во всём высоко держал планку. Настоящий интеллигент!