Храпак Трофим Кузьмич – человек, который создал Хабаровск таким, каким мы его любим. Работал директором института «Хабаровскгражданпроект» с 1957 по 1976 годы, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
В 1926 году семья переехала в Хабаровск. Трофим заканчивает школу и строительный техникум. Взрослая, трудовая жизнь началась для него с 1933 года, когда молодого специалиста направили на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Работает сначала старшим техником ПТО, потом – начальником строительного участка. Через два года его переводят в трест «Дальпрогор». Здесь он проработал шесть лет инженером-конструктором.
Задач и планов громадьё
Дальневосточный краевой проектный трест по планировке городов и проектированию гражданских сооружений «Дальпрогор» был создан в г.Хабаровске на основании решения Далькрайисполкома от 29 сентября 1934 года. Шел первый год второй пятилетки – пятилетки индустриализации страны. Магнитка, Уральские заводы тяжелого машиностроения, Днепропетровская гидроэлектростанция, канал Волга – Москва, первая станция метро в Москве… Дел – громадье, размах их – невиданный…
Но для бурно развивающегося Дальнего Востока, включая Чукотку и Камчатку, требовалось кардинально улучшить проектно-сметное дело. Для этого-то и был создан трест «Дальпрогор», организованы его подразделения – во Владивостоке, Комсомольске, Биробиджане, Благовещенске.
К этому времени он уже накопил богатый опыт проектирования. Было разработано и реализовано в строительстве около 60 процентов жилья и соцкультбыта края. Работы – хоть отбавляй.
Военное время
Но все широкомасштабные планы перечеркнуло вероломное нападение на СССР фашистской Германии…
За его плечами стоял немалый опыт строителя и инженера-проектировщика, и он поступает на комбинат «Хабаровскуголь». Три года трудится инженером в проектно-изыскательной экспедиции, а с 1948 года, на протяжении девяти лет, возглавляет Хабаровскую экспедицию «Дальгипрошахт».
Время строить новое
В 1957 году Трофим Кузьмич возвращается в родной для него «Дальпрогор», ставший к этому времени краевой проектной конторой «Крайпроект», и возглавляет её. Одновременно он учится заочно в строительном институте (ВСИЗИ) и успешно заканчивает его в 1961 году.
Трудно поверить, но уже в первое послевоенное десятилетие институтом были разработаны проекты строительства Дворца спорта в Хабаровске на ул. Шевченко, здание института сельского хозяйства, дом художников на ул. Фрунзе, здание горкома партии в Биробиджане, там же – универмаг (все – архитектором Р.П. Кухарским); жилой дом на углу ул. Ленина и Пушкина, здание КрайТАСС на ул. Запарина (архитектор А.И. Свиридов); застройка улицы Серышева между улицами Запарина и Калинина, здание крайпартшколы на площади Ленина (архитектор М.Е. Петров); реконструкция театра музыкальной комедии (архитектор В.М. Кампиони); театра драмы (архитектор Я.С. Огоновский); здание Дома Советов в с. Паланга Коряцкого национального округа (архитектор В.И. Перлин); планировка райцентра Анадырь (на Чукотке).
Ответственная работа
На протяжении двадцати лет, до ухода на пенсию в 1976 году, Трофим Кузьмич бессменно возглавлял самое крупное проектное предприятие в Дальневосточном регионе. Собрал уникальнейший коллектив высококлассных специалистов, готовых выполнять любые поручения заказчиков с высоким качеством и в заданные сроки, талантливых и трудолюбивых людей, настоящих фанатов своего дела, патриотов Хабаровска, края и всего Дальнего Востока.
Трофим Кузьмич, к счастью, оставил потомкам не одно письменное свидетельство о работе института. Вот выдержки его доклада, который он написал, уже будучи персональным пенсионером республиканского значения. Заголовок – «Каркасно-панельное проектирование и строительство» может, правда, и отпугнуть читателя, далёкого от архитектуры и строительства. Однако, автор постарался с первых же строк овладеть вашим вниманием. «Прежде, чем рассказать о практике внедрения в строительство зданий общественного назначения в каркасно-панельном исполнении, придётся вкратце остановиться на организационных делах», - бесхитростно начинает он. И говорит о делах житейских, понятных любому человеку:
«Наши проектировщики размещались в деревянном здании, в котором не хватало для всех помещений. Работали в скученности. Проектная контора представляла собой комплексный, довольно слаженный коллектив, в котором имелись опытные работники – патриоты коллектива...
Переезд в новое здание (по проекту архитектора В.И. Перлина) было большим и приятным событием в жизни коллектива. Разместились мы довольно просторно, несмотря на то, что почти весь первый этаж занял крайкомхоз (через два года он переехал в другое здание).
Новые условия, безусловно, сказались на улучшении качества работы всех. Но не хватало освещения. Даже светокопировальный аппарат довоенного образца изношенный, ежедневно выходил из строя.
Для решения вопросов, в основном снабженческих, я выехал в Москву. Убеждал, просил, уговаривал … Вошли в положение нашей организации и выделили светокопировальный аппарат, 4 электрических счетных машины, 3 рулона ватмана (до этого мы не могли получить хотя бы 50 метров.
Оставался один из самых сложных вопросов, который никак не решался – категорийность организации. Здесь нам помощь оказал крайисполком.
С выходом в свет постановления Совмина РСФСР об улучшении проектного дела наш институт получил название «Хабаровскгражданпроект» (1964г.) и по объёму исполняемой работы был отнесён к первой категории. Наконец, мы были приравнены по оплате труда к проектным институтам «Хабаровскпромпроект», «Дальгипротранс».
Коллектив к этому времени пополнился, стабилизировался. В проектировании мы подходили к решению более сложных задач.
В 1964 году институт получил задание на проектирование здания почтамта на ул. Карла Маркса. Предлагалось при проектировании использовать типовой проект – кирпичное четырёхэтажное здание с простейшим решением фасадов. Мы приступили к работе. И когда до окончания её осталась только сметная часть, возникли серьёзные сомнения. Имеем ли мы право строить такое невыразительное здание на главной улице города, в самом его центре? Первая мысль была попытаться, не меняя объёма, решить по-другому фасады здания, значительно их улучшив. Нескольким архитекторам было предложено решить эту задачу. Дней через десять получаем пять вариантов, несколько улучшивших облик здания. Но они не решили задачи. Да и не могли её решить, поскольку невозможно невыразительному объёму придать соответствующий данной местности облик.
Строительный отдел крайкома КПСС одобрил наше предложение. Главдальстрой оговорил, чтобы освоить выделенные им на строительство здания финансирование, институт должен представить строителям документацию на фундаменты и каркас в начале второго полугодия, а в целом проект – в четвёртом квартале. Перед коллективом второй мастерской встала исключительно трудная задача. Для нас все было ново-архитектурное решение, конструкция, санитарно-техническое и электротехническое обустройство. Выполнить довольно большой объём работ в сжатые сроки. И коллектив с честью справился с этой задачей.
Особо нужно отметить работу главного инженера мастерской Ф.Н. Мансветова, который лично выполнил всю расчетную часть. Ему помогала инженер Л.Б. Игнатова. А ведь в то время мы не имели ни ЭВМ, ни программ расчета. Всё делалось с помощью логарифмической линейки и соответствующих формул и таблиц. Это далеко не просто, под силу только высококвалифицированному инженеру. Когда проект здания был закончен и принят в производство, стало совершенно понятно, что фасад здания мединститута, к которому примыкает почтамт, по архитектурному облику не совпадают. Мы добились реконструировать и его. Проект фасада выполнил Коробцев.
Так благодаря инициативе института и помощи руководства объединения «Хабаровсккрайстрой» вырос комплекс «почтамт-мединститута», который, безусловно, украшает застройку главной улицы города и сочетается с ранее выстроенным зданием крайисполкома.
Затем последовали здания Минмонтажспецстроя, что на ул. Серышева, Хабаровсккрайстроя на улице Запарина, Дома моделей на площади Ленина – и везде были свои нюансы, с которыми успешно справился коллектив мастерской, и прежде всего архитекторы Г.И. Коробцев, А.С. Ческидов, Э. Р. Лисовский, Ф.Н. Мансветов, В.А. Архиреев, В.П. Кирпиков, Г.К. Скобелев …
Новые задачи
В связи с увеличением объёма проектных работ и ростом численности коллектива встала необходимость строить новое здание для самого института, а также проектного института «Дальгипроводхоз». Сомнений, в каких конструкциях их проектировать и строить у нас не возникало, только на базе каркаса, запроектированного институтом и освоенного строителями. Главным архитектором проекта здания «Дальгипроводхоз» был назначен архитектор Е.Д. Мамешин. Конструкторами А.К. Школьный, Г.П. Сидоров, Главным архитектором нашего института – архитектор А.С. Ческидов и конструктор-инженер Ф.Н. Мансветов.
Конечно, такие люди могли бы сделать себе карьеру и в другом месте. И зарабатывать побольше. Но по твёрдому убеждению Трофима Кузьмича, их держала любовь к своему делу, к своему коллективу, к своему краю. Они преданно работали здесь, в своём институте.
Лично причастен
Скупые строки из характеристики: «под руководством Т.К. Храпака сформировались производственная структура института и коллектив высококлассных специалистов…»
А как куётся высококлассный специалист? Ведь это люди с архитектурным образованием, высоко образованы, с опытом. У каждого свой немалый творческий багаж и немалые амбиции. И Трофим Кузьмич терпеливо находил правильный тон с каждым. Без нотаций, но с хорошим подтекстом – надо прислушаться, измениться, быть членом общей команды.
В нём никогда не было модной ныне спеси, чванства. Он был всегда сдержан, приветлив и по- доброму строг. Всегда удивляло его умение находить время для решения депутатских дел. Он несколько созывов возглавлял депутатскую комиссию Хабаровского горсовета по строительству. Его выступления – это всегда маленький семинар.
О новинках в строительном деле, о неизбежной бюрократии в коридорах власти, о талантливых молодых архитекторах. С ним без стеснения советовались председатели Хабаровского горисполкома 60-70 годов – Домнин, Путинцев, Морозов, Панченко. А также заведующие строительными отделами горкома и крайкома КПСС.
Результатом личного вклада и заслуг института явилось массовое жилищное и социальное строительство в городах и посёлках края. Институт разработал проект комплексной застройки микрорайонов города. Мы были одними из первых в этом деле в Союзе.
Школа Т.К. Храпака, высокий профессионализм, творческая зрелость позволили коллективу проектировщиков пережить тяжелые 90-е годы.
Говорят коллеги
Нема Васильевна Поспелова, заслуженный строитель России: «В институте я проработала с апреля 1959 года по август 1978. О Трофиме Кузьмиче можно говорить много, но невозможно раскрыть всех его качеств. Это был человек с большой буквы. Красивый, обаятельный, сразу располагающий к себе. Он пользовался большим авторитетом, как в институте, так и за его пределами. Его уважали все – от проектировщиков до руководителей города и края.
Сегодняшняя красочная картина улиц, парков и площадей Хабаровска и других городов края, вызывает прилив добрых чувств, гордости за свой родной город у хабаровчан. С наслаждением любуются этой картиной гости города. К сожалению, нет на картине автографа, но тот, кто познакомится близко и детально с этим застывшем в камне шедевром, узнает, что добрая половина самых ярких его фрагментов придумывалась, рассчитывалась и воплощалась в жизнь зодчими, инженерами, техниками, всем коллективом института «Хабаровскгражданпроект».
Созданные Т.К. Храпаком база, фундамент, скреплённый мастерством сотен специалистов, успешно и надёжно работают и сегодня. Трофим Кузьмич скончался в Хабаровске в 1994 году.