Главное
Наш край, 06 мая, 10:02

Нам есть кем гордиться: первый директор «Дальлеспрома» Николай Савченко


Нам есть кем гордиться: первый директор «Дальлеспрома» Николай Савченко
Фото: khabkrai.ru

Рубрику «Нам есть кем гордиться» ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает биографией первого директора объединения «Дальлеспром» Николая Савченко (1930 – 2015).

К биографии

…Чтобы лес стал как книга, - нужно сначала не по верхушкам глядеть, а нагнуть голову и вникнуть в мелочи. Это не очень легко, потому что хочется смотреть на вершины. Много нужно в себе пережить, чтобы захотелось с любовью и радостью глядеть себе под ноги…

Выбор

Он родился в декабре 1930 года на Украине. Но вся жизнь сельского паренька из черниговского села Холмы, связана с Дальним Востоком. И с лесом. Николай закончил Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева, это был второй послевоенный выпуск, и был направлен по распределению в Хабаровский край.

Молодой специалист начал трудовую деятельность мастером лесозаготовок в Оборском леспромхозе. Он был тогда самым крупным в крае. Именно в этом леспромхозе впервые на Дальнем Востоке была осуществлена автовывозка леса хлыстами. Это в корне изменило технологию складских работ. Благодаря этому, работы по раскряжевке и сортировке леса с лесосеки были перенесены на нижние склады, примыкающие к водным или железнодорожным путям. Переход на хлыстовую вывозку леса повлёк за собой строительство мощных механизированных нижних складов.

Инженер Савченко показал себя знающим, упорным в достижении поставленной цели человеком и был назначен начальником лесопункта. Опыт, приобретённый в Оборе, стал бесценным подспорьем в его дальнейшей работе. Когда Николай Сидорович возглавил всесоюзное объединение «Дальлеспром», он прошел все ступени в профессии, знал проблемы изнутри и любые непрофессиональные предложения и решения отсекал сразу. Выражаясь сегодняшним языком, ему никто не мог «навешать лапши на уши».

Как руководитель такого крупного предприятия, Савченко был членом Коллегии Министерства лесной промышленности СССР. Полномочия Коллегии охватывали лесозаготовительные и лесосплавные предприятия Хабаровского и Приморского краёв, Сахалинской, Камчатской и Амурской областей.

В 60-х годах вступает в строй один из крупнейших на Дальнем Востоке Мухенский лесокомбинат по переработке древесины. Это было первое комплексное предприятие. Вводятся в действие Тырминский, Чекундинский, Чегдомынский, Уликанский леспромхозы в Верхне-Буреинском районе, Николаевский, Совгаванский, Де-Кастринский ЛПХ на побережье Татарского пролива. Создаются Находкинская, Владивостокская и Совгаванская лесоперевалочная базы. В этот период вводится в действие Уликанская узкоколейная железная дорога.

В 50-70 годы было построено 104 автомобильных лесовозных дороги круглогодичного действия общей протяженностью около 5 тысяч километров. С вводом автомобильных дорог начали сокращаться и исчезать ледяные и снежно-ледяные дороги. К 1960 году в основном завершилось техническое перевооружение лесосечных работ и по вывозке леса. Завершился век двуручной и лучковой пилы. Ушли в прошлое лошади и газогенераторные чурки. Лесозаготовители перешли на непрерывную рабочую неделю, начали использовать технику в 2-3 смены. На трелевку леса привлекались трактора, внедрялись новые формы организации труда. В 60-е годы стал основным бригадный метод заготовки леса.

Новые задачи

Росла оснащенность предприятий. Возник вопрос создания сети ремонтных заводов и баз материально-технического снабжения. Все они подчинялись «Дальремлестехнике», входившей в состав «Дальлеспрома» и обслуживали лесозаготовительные и строительные предприятия системы «Дальлеспром».

Бурное развитие лесозаготовительной промышленности диктовало необходимость в подготовке и переподготовке кадров. В каждом регионе была развёрнута сеть лесотехнических школ. В 1962 году из Владивостока в Хабаровск перевели лесотехнический техникум, позднее институт.

На огромной территории под умелым руководством Николая Савченко лесная промышленность работала чётко, постоянно справлялась с выполнением плановых заданий. Смело внедряла передовые методы и приёмы труда, выступала застрельщиком интересных инициатив, всегда находилась в числе лидеров социалистического соревнования.

При участии Николая Сидоровича были созданы краевые и областные производственные лесозаготовительные объединения, специализированные строительные структуры, проектировались, строились и вводились в строй леспромхозы, лесные посёлки с объектами соцкультбыта. Росла производительность труда.

К 70-м годам была создана мощная база лесной индустрии, которая обеспечивала вывозку леса в объёме 20,5 млн. кубометров, в том числе 17,5 млн. – лесоматериалов круглых. Численный персонал к этому времени по «Дальлеспрому» составлял около 84 тысяч человек.

В 80-е годы получил дальнейшее развитие экспорт древесины. По межправительственному соглашению между СССР и Японией за древесину предприятия объединения получали из Японии лесовозную и дорожно-строительную технику. Николай Савченко проделал большую работу по развитию делового партнёрства и строительству совместных предприятий с КНДР, Кубой, Японией и Финляндией.

Лесная отрасль на Дальнем Востоке наибольшего расцвета достигла к 1978 году. К этому времени были введены в строй новые предприятия, реконструированы действующие. Решены вопросы обеспеченности предприятий постоянными кадрами, лесовозными дорогами, произведено техническое перевооружение предприятий. Всё это дало возможность обеспечить объёмы производства по вывозке леса в объёме 26,3 млн. кубометров, по производству пиломатериалов – 2,2 млн. кубометров, по технологической щепе – 766 тыс. м., по производству шпал – 2,2 млн. штук. Максимальные объёмы поставок на экспорт были достигнуты в 1977 году.

К концу 80-х годов прежде очень острая для «Дальлеспрома» проблема постоянных кадров была решена. Общая численность работающих составила 96,3 тыс. человек, в том числе по Хабаровскому краю 46,3 тысяч.

В объединении и на предприятиях был создан профессиональный состав руководителей и рабочих кадров. Многие из них за трудовые успехи отмечены правительственными наградами, лучшим присвоены звания Героя социалистического труда СССР. Правительственными наградами за заслуги в развитии и техническом перевооружении лесозаготовительной отрасли Дальнего Востока был отмечен и крупный организатор отрасли Н.С. Савченко, в том числе, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Ким Ир Сена.

Из воспоминаний бывшего заместителя председателя Хабаровского крайисполкома Игоря Кудрова: «Мы с ним познакомились, когда я работал у него начальником объединения «Лесэкспорт». Ему тогда было лет пятьдесят. Потом я ушел на партийную работу, был начальником отдела лесной промышленности крайкома партии, который ведал всеми предприятиями лесной промышленности, деревообработки и лесной химии края. А Савченко был начальником «Дальлеспрома». По работе нам с ним приходилось общаться постоянно. Одна из главных проблем и постоянных бед в Хабаровском крае – лесные пожары. Беда эта давняя, случается ежегодно. И тогда тоже также жгли траву, также пускали палы, и также страшным образом горела тайга…

Помню, проводили в крайкоме партии большое совещание о ликвидации пожаров в кратчайшие сроки с участием Савченко. Мы с ним вместе проводили разговор с директорами леспромхозов и руководителями районов, где были пожары. Его «душили» за пожары и он душил леспромхозы, что они не борются с огнём. Леспромхозы же были его сырьевой базой. Если всё выгорит, будет нечего рубить. Вопрос жизни! Николай Сидорович это прекрасно понимал и поэтому, конечно, с директоров леспромхозов спрашивал по всей строгости.

Общение у нас с ним всегда было только официальным, он не допускал никакого панибратства. Он вообще был человек суровый и немного суховатый. Очень деловой. Это и понятно: громадные объёмы работы и сама отрасль как раз и требовали руководителя именно с таким характером.

Помню ещё, как мы общались с Савченко в процессе строительства нового Сукпайского леспромхоза для кубинских рабочих. Там был построен прекрасный посёлок их трёхэтажных домов, большой мощный склад, электростанция, котельные, техника, школа – всё, что требовалось для нормальной жизни! Строило объединение «Лесстрой», а «Дальлеспром» был заказчиком.

Он был специально построен как целевой, кубинцы заготавливали там лес и поставляли его на Кубу. В строй его ввели очень быстро и кубанцы работали очень здорово. Весь тот лес шел на экспорт.

А в Верхне-Буреинском районе нашего края работали несколько корейских леспромхозов, в Чегдомыне трудились рабочие из Северной Кореи. Это тоже была наша подчинённость. Там был филиал дирекции «Дальлеспрома», которой руководил опытный лесник Ташлыков. Он командовал северокорейскими леспромхозами.

В то время два узла подготовки древесины для Кубы и для КНДР были очень важной частью экспортной работы. Возили лес по железной дороге в морской порт. И это очень важный момент в профессиональной деятельности «Дальлеспрома» и его руководителя Николая Савченко. 

Когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я…

Из воспоминаний бывшего заместителя председателя Хабаровского крайисполкома Игоря Кудрова: «Тогда у всех леспромхозов была задача – лесовосстановление, план посадки леса на вырубленных местах. Раз деревья вырубаешь – ты обязан посадить саженцы в обязательном порядке! Нужно было возобновлять леса, чтобы через 50 лет ими можно было пользоваться вновь. Например, если Савченко в 1953 году попал в Оборский леспромхоз и начал там работать, то саженцы, которые были посажены им в ту пору, сегодня уже подросли.

Хочу особо подчеркнуть, что лесозаготовительная отрасль тогда была очень тяжелой и трудной. Работа в тайге, зимой, рабочие – непрофессионалы, да и тех не хватало… и сегодня-то у этого труда свои сложности, но Николай Сидорович начинал в ещё более трудное время. Надо было всё держать в руках, он мотался по всему Дальнему Востоку. Пока он был руководителем «Дальлеспрома», в отрасли поменялось очень многое. Особый вопрос – техническое оснащение. Нужно было вводить новую технику, без неё нельзя было преодолеть отставание и увеличить объёмы. Думали, какие машины привезти в край, чтобы ускорить темпы работы. И технику эту надо было освоить, а мастеров и инженеров обучить, как пользоваться этими машинами. Сначала закупали японские машины, это было нам ближе. Потом, когда отечественная промышленность тоже начала выпускать такую технику, приобретали и советские – например, валочные машины, которые валили лес и сразу обрубали сучья и ветки и делали брёвна. Правда, это уже было попозже.

Когда Савченко возглавлял «Дальлеспром», динамика в отрасли была очень прогрессивной. Справился со всеми вопросами Николай Сидорович достойно и чётко. Его же не за красивые глаза взяли в союзное министерство! А за конкретные результаты его работы!»

Постановлением Совета Министров СССР от 23.11.1983 года Николай Сидорович Савченко был назначен заместителем Министра лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Там проработал до упразднения Министерства в 1991 году. В этой должности он вёл вопросы внешней торговли Министерства, курировал дальневосточный экспорт лесоматериалов. Максимальные объёмы лесного экспорта предприятий Дальнего Востока в последние годы прошлого столетия достигали 8 млн. кубометров совокупных лесоматериалов. Номенклатура экспортируемых товаров достигала десяти наименований. Более трёх лет Н.С. Савченко представлял техническую политику Министерства при торгпредстве в Финляндии.

Из воспоминаний Николая Сергеевича Лысенко, сотрудника Дальневосточного научно-исследовательского института лесной промышленности Всесоюзного лесопромышленного объединения «Дальлеспром» Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, однокурсника Н. Савченко: «Деловые качества и авторитет Николая Сидоровича Савченко снискали уважение работавших при нём ветеранов лесной промышленности края. За волевой чертой и деловой напористостью у Николая Сидоровича скрывались порядочность, доступность и душевность характера при личном общении. Это вызывало глубокое уважение и верность сослуживцев.

Несмотря на отдаленность, дальневосточники постоянно ощущали его заинтересованность, отзывчивость, внимание к землякам, чувствовали его ностальгию по местам, где он созрел как специалист, сформировался как личность, прошел замечательный жизненный путь – путь, которым может гордиться воспитавшая его дальневосточная высшая лесная школа.

Николаю Сидоровичу присуща личная скромность как руководителя и в быту. Имея возможность, он не допускал мысли купить в личное пользование автомашину из числа поступивших из Японии по линии рабочего снабжения для поощрения передовых работников лесной промышленности. Располагая земельным участком, в качестве садового дома использовал старый вагон.

Наделённый незаурядными личными качествами и деловыми способностями, Николай Сидорович всегда был лидером коллектива. Обладая быстрым, искромётным умом, цепким взглядом давал верные, порой едкие оценки человеку. Но никогда не обижал, любил шутку и умел пошутить. У него было много друзей, он уважал их и дорожил ими, получал такое же ответное признание. Выйдя на пенсию в 60-летнем возрасте, Николай Сидорович поддерживал связь с сослуживцами Министерства. Чаще всего он разговаривал по телефону с министром М.И. Бусыгиным.

Николай Сидорович был надёжным супругом и хорошим семьянином, добрым, любящим и любимым отцом двоих детей, воспитывал и помогал им в становлении жизни. Он перенёс тяжелейшую душевную травму в связи с безвременной гибелью сына. Скончался Н.С. Савченко 11 июня 2015 года. Сейчас в Москве проживают его супруга Раиса Ивановна, дочь Наталья, двое внуков и правнуков.

Высшая проба специалистов, выросших на Дальневосточной земле. К ним мы уверенно относим нашего земляка Николая Сидоровича Савченко.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме