Главное
Наш край, 18 октября, 13:18

«Амурскому чуду» у Хабаровска исполнилось 105 лет

Историк рассказал, как Алексеевский мост вывел город из тупика на Транссибе

«Амурскому чуду» у Хабаровска исполнилось 105 лет
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Пятого октября по старому стилю или восемнадцатого по новому, то есть сегодня, Хабаровск отмечает 105-летие своей главной достопримечательности, по которой благодаря самой крупной купюре, краевую столицу узнают жители всей России - Амурского моста. Почему его называли Алексеевским, какие мифы вокруг этой конструкции до сих пор ходят даже в научной литературе, в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал кандидат исторических наук, главный хранитель фондов музея истории Амурского моста Алексей Лисицын.

Хабаровский тупик

Сейчас трудно представить, но долгое время проект прокладки моста через полноводный Амур считался не осуществимым на практике. Железнодорожных переправ такой длины к началу прошлого века ещё не строили. Уже после того, как в октябре военного 1916 года (была в разгаре Первая мировая война) Амурский мост был сдан и освящён, долгое время он считался длиннейшим на континенте.

- Первый проект моста через Амур у Хабаровска был составлен сразу же, как только был заложен Транссиб. В мае 1891 года на Дальний Восток приехал тогда ещё наследник российского престола Николай Александрович (будущий император Николай II). Во Владивостоке состоялась церемония закладки Транссибирской магистрали. И примерно тогда же начальник строительства Уссурийской железной дороги (от Владивостока до Хабаровска) Александр Урсати провёл изыскания и составил проект моста через Амур. Он сразу наметил то место, где мост стоит и сейчас – напротив корейской деревеньки Осиповки. Дело в том, что тут было легче всего построить переправу. Через ось будущего моста проходили два острова – Средний (раньше его называли Мостовой) и Левый. Сейчас из-за изменения русла Амура они спустились ниже по течению, а Левый превратился в группу отмелей, - говорит Алексей Лисицын.
ЭксклюзивКультура
Будущий император России 130 лет назад проехал всю страну
14 июня 2021, 14:00 0

Только проект Амурского моста тогда положили под сукно, прокладывать Транссиб вдоль берегов Амура по внутренним российским территориям не стали. Вместо этого построили прямую железнодорожную ветку от Забайкалья до Владивостока через китайскую Маньчжурию – КВЖД. Так дешевле, да и были тогда планы русской экспансии в Поднебесную (проект Желтороссии). Вот и вышло, что Хабаровск в начале прошлого века оказался тупиковой станцией на Транссибе, а поезда отсюда в Москву и Санкт-Петербург ходили через Владивосток и далее сквозь китайские земли.

- Опасность такого подхода показало Боксёрское восстание в Китае против иностранного влияния в Поднебесной, которое продолжалось с 1898 по 1901 год в самый разгар строительства КВЖД. Уже построенные пути были частично разрушены восставшими. Ну а окончательно необходимость построить железную дорогу вдоль Амура по российской территории стала очевидна после окончания разгромной для нашей страны Русско-Японской войны 1904-1905 годов. Тогда Россия потеряла Порт-Артур и Дальний на Жёлтом море, часть Южно-Маньчжурской железной дороги к ним, - отметил историк.
Подарок на именины

Строить Амурскую железную дорогу начали в 1907 году сперва из города Нерчинска в Забайкалье. Но военные проект забраковали – слишком близко начальная станция к границе с Китаем. Через год – новый старт строительства уже от станции Куэнга (там где летом 2021 года размыло мост на Транссибе). Из-под сукна достали проекты мостов через Амур. Из-за опасений, что в случае войны с соседями мост у деревни Осиповка под Хабаровском будет попадать под артобстрел, депутаты Государственной думы подняли шум. Они требовали построить мост ещё дальше от границы, так чтобы он выходил в районе нынешнего села Мичуринского. Но тогда бы пришлось строить ещё и мост через Тунгуску, а это вышло бы намного дороже, да и стройка бы сильно затянулась.

- В 1910 году инженер Вильгельм Рудбах предложил неожиданную для того времени идею построить у Хабаровска не мост, а железнодорожный тоннель. По его расчётам, это обошлось бы казне дешевле. Было непонятно, как вентилировать тоннель - тогда же ходили паровозы. Была идея сделать электротягу. В то время уже появились электровозы. Но пустить их только через тоннель привело бы к множеству сложностей: каждый состав приходилось бы дважды перецеплять от паровоза к электровозу и наоборот на входе и выходе. К тому же проект не понравился военным: боялись диверсий, да и кавалерию через тоннель не прогонишь, - объяснил главный хранитель музея Амурского моста.
С завершением строительства моста была окончательно построена самая длинная железная дорога в мире - Транссиб
02 октября 2016, 13:16 0

В 1913 году началась грандиозная стройка Амурского моста у Хабаровска по проекту Проскурякова и Передерия. Дорогостоящие работы (а бюджету проект обошёлся в 13 млн рублей золотом) пришлись на годы очень неудачной для России Первой мировой войны. Генералы требовали проект заморозить, а пути с берегов Амура отправить для прокладки фронтовых железных дорог. Но несмотря ни на что, начатое довели до конца.

- Строители очень спешили. Задача была сдать мост именно к 5 октября 1916 года по старому стилю. Дело в том, что в этот день свои именины отмечал цесаревич Алексей – сын императора Николая II. Именно в его честь и был назван мост. А перед этим случилась неприятная история. Немцы захватили завод в Новоминске, где уже была готова последняя ферма для Амурского моста. Чтобы не сорвать открытие, последний фрагмент моста, который примыкает к правому берегу у Хабаровска, срочно сделали из дерева. Это заметно, если приглядеться к фотографиям с освящения моста в октябре 1916 года, - говорит Алексей Лисицын.
Металлическую ферму взамен деревянной успели поставить в апреле революционного 1917-го. А в 1920-м в годы Гражданской войны Амурский мост пришлось взорвать перед наступающим на запад бронепоездом захвативших власть в Хабаровске японских интервентов. Восстановили движение по Транссибу только в 1925-м. Одну ферму собрали из двух подорванных, ещё одну запасную привезли с реки Ветлуга в Поволжье.

деревянная врезка на открытии Амурского моста 5 окт 1915 года_фото музей истории Амурского моста.jpg

Мифы Амурского моста

Вокруг Амурского моста до сих пор ходит множество мифов. Самый известный о том, что две фермы для хабаровской переправы утонули в Индийском океане, когда германский крейсер «Эмден» потопил бельгийский пароход с этим грузом.

- Об этом пишут даже во многих научных изданиях. Я нашёл воспоминания старшего офицера крейсера «Эмден». Он приводит полный список кораблей, которые они утопили, но упоминаний о судне с фермами для Амурского моста там нет. В ряде книг пишут о том, что судно с фермами потопила немецкая подлодка, в других, что оно просто наскочило на мель. В конце концов, поработав в архивах Санкт-Петербурга, мне удалось воссоздать точную картину случившегося: две фермы в разобранном виде везло в 1914 году на Дальний Восток судно «Пермь». Оно остановилось для пополнения углём и запасами на Шри-Ланке (тогда остров называли Цейлоном). Немцы подкупили местных рабочих. Те подожгли уголь. «Пермь» с фермами загорелась. Чтобы потушить его, и чтобы огонь не перекинулся на другие суда, стоявшие в том порту англичане взорвали мины и потопили русское судно. Разобранные фермы и другой груз достали и перегрузили на судно «Курск», которое их доставило на Дальний Восток. Часть конструкций была повреждена взрывом английской мины. Их пришлось дозаказывать, но не в Канаде, как считалось, а в Екатеринославе (ныне украинский Днепропетровск), - утверждает историк.
Царский мост в неизменном виде простоял до конца прошлого века. В канун Великой Отечественной войны на Амуре осуществили идею инженера Рудбаха – построили секретный тоннель. К концу 90-х опоры старого моста просто расширили и проложили по ним новый двухэтажный мост: внизу идут поезда, сверху автомобили. Правда, он не достроен до конца до сих пор. Чтобы проложить вторую очередь автомобильной части, придётся закрывать движение на одном из двух железнодорожных путей. А пока тоннель под Амуром не реконструируют, сделать это будет невозможно.
По теме