- Артем Сергеевич, лечению и профилактике онкологических заболеваний в нашем крае уделяется большое внимание, чего только стоит центр онкологии в Хабаровске. А имеют ли возможность жители отдаленных населенных пунктов нашего края хотя бы консультироваться с врачами-онкологами?
- Сложность нашего края - в его большой территории и низкой плотности населения. Понятно, что есть населенные пункты, где люди не могут напрямую обратиться к врачам-онкологам. Однако у нас работают выездные бригады, развивается телемедицина, край имеет самые передовые медицинские технологии, он один из лучших в России по оснащенности для диагностики и лечения злокачественных опухолей.
В перспективе – строительство центра протонно-лучевой терапии в Хабаровске, который позволит выполнять лучевую терапию с минимальным повреждающим воздействием на окружающие ткани. Также мы прорабатываем вопрос по строительству корпуса высокодозной химиотерапии с возможностью трансплантации костного мозга.
В Комсомольске-на Амуре планируется создать радиологический корпус с линейными ускорителями, морфологический корпус. Все эти позволит улучшить доступность и качество онкологической помощи. Она и так на современном уровне, а будет еще эффективнее.
Большая проблема – медицинская безграмотность населения. Не ходят наши люди на диспансеризацию, которая бесплатна, про которую уже столько лет твердят, и даже смс с приглашениями присылают.
А ведь в федеральном законе четко прописано, что каждый обязан сохранять свое здоровье. Только профилактический осмотр и скрининговые программы помогают уберечься от запущенной стадии заболевания. Залог успеха лечения в ранней диагностике, но у нас этого многие не понимают.
- За последние годы умирать от рака стали меньше?
- За прошедшие 5 лет – да, от рака умерло меньше людей, чем за предыдущие пять. А самих пациентов стало больше. Это напрямую связано с повышением уровня диагностики и лечения. И если раньше было недостаточно методик в лечении при прогрессировании опухоли или рецидивах, то сегодня таких больных продолжаем лечить, применяя новые технологии.
- Можно ли говорить о том, что рак «молодеет»?
- Средний возраст человека с онкозаболеванием – 63,5 года. Кстати, таких пациентов лечить сложнее из-за сопутствующих заболеваний. Поэтому в нашей команде есть и кардиологи, и терапевты, и эндокринологи. Ведь наша тактика – оценить все возможные риски. Мы следуем главной заповеди – не навреди, поэтому каждый пациент рассматривается коллегиально.
Что касается молодежи, то и до 30 лет выявляется рак, это не редкость. Чаще всего это рак щитовидной железы или шейки матки. Кстати, к последнему приводит канцерогенный вирус папилломы человека, который распространяется из-за беспорядочной половой жизни.
- Имеют ли жители края какие-то предрасположенности к определенному типу рака, исходя из климатических и географических особенностей региона?
- Нет, у нас статистика такая же, как и по всему миру. На одном из первых мест по темпам прироста - рак желудочно-кишечного тракта. Это связано с неправильным питанием, из-за пристрастия к полуфабрикатам, фастфуду и т.д.
Единственное, что можно отметить - жители Дальнего Востока любят ездить в Азию отдохнуть. Съездил во Вьетнам или Таиланд, получил солнечный ожог. В результате – повышенная температура тела, герпесные высыпания. А это мощная иммунодепрессия организма, которая влечет за собой риск развития рака кожи.
Рак молочной железы также отмечается довольно часто, он связан с изменением гормонального фона организма. Это и ожирение, и прерывание беременности, что крайне нежелательно.
Аборт - главный фактор риска, ведь женщине самой природой предписано не просто рожать, но и кормить грудью, то есть соблюдать период лактации. Последнее является хорошим методом профилактики.
У женщин, как я уже говорил, часто выявляется рак шейки матки. Чтобы этого избежать, нужно через 3 года после начала половой жизни или по достижению 21 года посещать гинеколога. Предопухолевые состояния обычно выявляются из-за редкого посещения этого специалиста.
- Страшно услышать такой диагноз…
- Да, это сложно переносить психологически, поэтому в штате центра есть психолог и психотерапевт, которые при необходимости оказывают помощь пациентам и родственникам, а также тем, кто впервые узнает о своем диагнозе.
Кстати, если вы беспокоитесь по поводу возникновения рака, то советую пройти скрининг-опрос на сайте онкоцентра. Далее надо посетить терапевта или врача общей практики, рассказать про свои подозрения, указать, если есть, на семейную предрасположенность к раковым заболеваниям. И если у специалиста возникнут какие-либо подозрения, он уже направит вас к профильному врачу. Если вы все же услышали этот диагноз, то не нужно паниковать.
На сегодняшний день вероятность вылечиться от рака довольна высока. Мы не устаем повторять, что онкология - это не приговор, ведь сейчас применяется огромное количество методов и средств, позволяющих правильно установить диагноз и выработать программу индивидуального лечения. Для человека важно лишь предотвращать факторы риска.
- А влияет ли настроение пациента на исход лечения или это миф?
- Это не миф. Мы всегда говорим нашим пациентам, что не нужно зацикливаться на болезни, тем более «примерять» на себя чужие ситуации. Даже при одинаковом возрасте, диагнозе и стадии заболевания – у всех всё по-разному. Рак раку рознь.
Позитивный настрой на излечение – это залог успешного выздоровления. Когда человек мобилизует себя на сложную борьбу, его шансы намного выше у того, который сник. Я неоднократно подмечал это. Поэтому без должного настроя - никуда.