Президент России подготовит поручение правительству страны вернуться к активной проработке проекта строительства моста между Хабаровским краем и Сахалином. Об этом Владимир Путин заявил во время встречи с губернатором островной области Валерием Лимаренко. Она состоялась накануне по видеосвязи, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Напомним, впервые идея о прямом транспортном сообщении между островом Сахалин и материковой частью страны возникла в конце XIX века. Правда, проект тогда признали экономически нецелесообразным, поэтому от него решили отказаться. Однако мысль продолжала витать в воздухе и обрела новую форму уже при Иосифе Сталине. При рассмотрении вариантов тогда остановились на подводном железнодорожном тоннеле под проливом Невельского в районе мысов Лазарев - Погиби, которому была бы не страшна неустойчивая местная погода, льды, а также потенциальные противники Советского Союза. В 1950-х годах стройка началась ударными темпами, однако вместе со смертью главы государства проект был остановлен, несмотря на значительный объём проделанной работы.
В 1992 году тогдашний начальник Сахалинской железной дороги Васильев во всеуслышание заявил, что к идее строительства связующей остров и материк артерии нужно вернуться. Затем, уже в 1999 году, о необходимости разработки проекта упомянул бывший российский министр путей сообщения Николай Аксёненко.
Было принято решение об очередной актуализации проекта транспортного перехода с изучением возможных вариантов реализации. К делу подключились 14 проектных организаций. Даже была озвучена ориентировочная стоимость строительства — сумма вышла внушительная, порядка 300-330 миллиардов рублей. Однако всё поставил на места визит на Дальний Восток тогдашнего президента РЖД Владимира Якунина. Он отметил, что проект очень важен с точки зрения транспортного единства страны.
По состоянию на апрель 2013 года проект железнодорожного перехода проходил стадию согласования. Подрядчики рассматривали тогда три варианта — тоннель под проливом Невельского (протяжённость 12,4 километра), насыпная дамба с судоходным каналом (протяжённость 16 километров) и мостовой переход (6,6 километра). В итоге остановились на последнем — решили строить двунаправленный железнодорожный мост с уклонной двойной тягой. Во многом такой вариант был обусловлен более низкой стоимостью, чем два предыдущих.
Нужно понимать, что кроме экономической составляющей новый мост имеет и важное социальное значение. Транспортная переправа на Сахалин позволила бы на порядок улучшить привлекательность территорий Хабаровского края и островной области.