Полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев провёл совещание о состоянии и перспективах грузоперевозок железнодорожным транспортом в макрорегионе и обозначил ряд проблем, которые требуют оперативного решения. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», в частности был затронут вопрос сильной загруженности Восточного полигона РЖД, в следствии чего страдают социально-значимые поставки.
Главные железнодорожные артерии, которые связывают макрорегион с центральной частью страны (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали) не справляются с потоком грузов. Так, в 2023 году совокупная провозная способность Восточного полигона РЖД составила 173 миллиона тонн, а в 2024 она должна вырасти до 180 миллионов тонн. При этом потребности грузоотправителей значительно выше.
По информации пресс-службы Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в 2023 году были поданы заявки на 353 миллиона тонн грузов в одну сторону, но ряд их не согласовали, в результате чего «зависли» поставки объёмом в 180 миллионов тонн. В результате задерживается вывоз контейнеров, а компании, которые платят налоги в бюджеты всех уровней и обеспечивают рабочими местами значительную часть населения Дальнего Востока, несут убытки. Доходит до того, что ряд производств находится под угрозой остановки.
Есть ещё один не менее важный аспект. Железнодорожное сообщение обеспечивает «северный завоз» – систему поставок товаров первой необходимости и строительных материалов в удалённые северные территории. Грузы доставляются в контейнерах смешанным железнодорожно-водным транспортом с перевалкой в Приморье на Камчатку, на Сахалин и в Магадан. В Якутию и на Чукотку же «северный завоз» идёт только составами через станцию «Нижний Бестях».
От своевременных и регулярных поставок контейнеров и вагонов с социально значимыми грузами зависит жизнедеятельность продуктовых, медицинских и строительных предприятий Дальнего Востока, а также организаций агропромышленного комплекса. Одной из основных причин задержки компаниями обозначается вступивший в силу в начале года приоритет перевозок угля, который условиях ограниченной провозной способности Восточного полигона, нарушил устоявшиеся поставки.
По итогам совещания Юрий Трутнев дал ряд поручений Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минвостокразвития России и ОАО «РЖД» обеспечить приоритетный вывоз социально значимых грузов, проанализировать сложившуюся ситуацию и подготовить предложения по вывозу грузов компаний.
Напомним, что предприятия группы компаний «Нацпроектстрой», занимающиеся модернизацией Восточного полигона РЖД, в 2,4 раза увеличили объем выполнения работ по модернизации железных дорог на Дальнем Востоке: до 157,5 млрд рублей в 2023 году против 65 млрд рублей годом ранее. Всего строителям предстоит уложить свыше 1000 км вторых путей на 109 перегонах – это почти треть всей Байкало-Амурской магистрали, и возвести порядка 900 мостов и водопропускных труб. Прокладка вторых путей БАМа и Транссиба необходима для увеличения пропускной способности железной дороги к восточным портам: Советской Гавани, Ванино и Приморского края.