Главное
Экономика, 03 декабря, 13:45

РЖД отремонтирует единственный в России подводный тоннель у Хабаровска

Завершён предварительный этап реконструкции уникального сооружения под Амуром

РЖД отремонтирует единственный в России подводный тоннель у Хабаровска
Фото: ДВЖД

Движение поездов по уникальному и некогда совершенно секретному тоннелю под Амуром у Хабаровска остановят на время большой реконструкции. Об этом корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» сообщили в службе корпоративных коммуникаций ДВЖД. Это необходимо для комплексного ремонта построенного ещё в годы Великой Отечественной войны сооружения.

- Завершён предварительный этап реконструкции тоннеля под Амуром. Дело в том, что во время сильнейшего за 115 лет наблюдений паводка 2013 года на нашей дальневосточной реке вода подмыла насыпной остров. На нём расположены системы вентиляции единственного в России подводного железнодорожного тоннеля. Перед началом комплексной реконструкции нужно было защитить вентиляционные системы. Площадку, на которой расположены выходы шахты, укрепили камнем. Саму шахту «одели» в новую железобетонную рубашку с плёночной гидроизоляцией. Теперь тоннель способен выдержать поводок на 2 метра выше критического уровня 2013 года. Тогда максимальные значения у Хабаровска составляли 808 см. Также специалисты поменяли вентиляционное и электрооборудование. Оно позволит впоследствии интегрировать его в автоматизированную систему управления тоннелем, - рассказал руководитель службы корпоративных коммуникаций ДВЖД Эдуард Круглов. – Завершение предварительного этапа позволит приступить к дальнейшей реконструкции тоннеля с заменой внутренней отделки и всех коммуникаций сооружения. Это потребует временной остановки движения железнодорожных составов по тоннелю.
Напомним, сейчас у Хабаровска существует три пути пересечения Транссиба через Амур: подводный тоннель и две очереди железнодорожного моста - он, кстати, не завершён. Автомобильная часть действует только на одной из веток. Чтобы оборудовать проезд по мосту во встречном направлении, необходимо будет останавливать движение на одной из его ж/д веток. С учётом растущей интенсивности движения по Транссибу сделать это можно будет только после завершения реконструкции подводного тоннеля, чтобы не создать у Хабаровска «бутылочное горлышко» на важнейшей в России железнодорожной магистрали.


СПРАВКА:

Идею строительства тоннеля под Амуром предложил ещё в 1910 году (до начала сооружения моста) инженер Вильгельм Рудбах. По его расчётам, тоннель обошёлся бы казне дешевле моста. Было непонятно, как вентилировать тоннель - тогда же ходили паровозы. Была идея сделать электротягу. В то время уже появились электровозы. Но пустить их только через тоннель привело бы ко множеству сложностей: каждый состав приходилось бы дважды перецеплять от паровоза к электровозу и наоборот на входе и выходе. К тому же проект не понравился военным: боялись диверсий, да и кавалерию через тоннель не прогонишь. Проект тоннеля отправили под сукно. Через Амур был построен однопутный ж/д мост.

После того, как милитаристическая Япония в 1931 году оккупировала граничащую с СССР китайскую Маньчжурию, наша страна полностью утратила контроль над КВЖД. Возникла угроза в случае начала активных боевых действий потерять и Амурский мост.

В 1937 году институт Метропроект подготовил проект тоннеля под Амуром. Переход под дном Амура длиной 7,2 км строили в режиме повышенной секретности вплоть до начала Великой Отечественной войны. Но, несмотря на нападение нацистской Германии, проект не был свёрнут. В 1942 году тоннель под Амуром сдали в эксплуатацию. В частности по нему осуществлялась переброска грузов и личного состава при подготовке СССР к войне с Японией.

С 1946 по 1964 годы тоннель под Амуром был законсервирован. Движение по нему возобновили из-за роста грузоперевозок по Транссибу. Сперва по всё ещё остающемуся секретным тоннелю отправляли только грузовые составы. Но с 1980 года по нему пошли и пассажирские поезда.

По теме