Движение поездов по уникальному и некогда совершенно секретному тоннелю под Амуром у Хабаровска остановят на время большой реконструкции. Об этом корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» сообщили в службе корпоративных коммуникаций ДВЖД. Это необходимо для комплексного ремонта построенного ещё в годы Великой Отечественной войны сооружения.
СПРАВКА:
Идею строительства тоннеля под Амуром предложил ещё в 1910 году (до начала сооружения моста) инженер Вильгельм Рудбах. По его расчётам, тоннель обошёлся бы казне дешевле моста. Было непонятно, как вентилировать тоннель - тогда же ходили паровозы. Была идея сделать электротягу. В то время уже появились электровозы. Но пустить их только через тоннель привело бы ко множеству сложностей: каждый состав приходилось бы дважды перецеплять от паровоза к электровозу и наоборот на входе и выходе. К тому же проект не понравился военным: боялись диверсий, да и кавалерию через тоннель не прогонишь. Проект тоннеля отправили под сукно. Через Амур был построен однопутный ж/д мост.
После того, как милитаристическая Япония в 1931 году оккупировала граничащую с СССР китайскую Маньчжурию, наша страна полностью утратила контроль над КВЖД. Возникла угроза в случае начала активных боевых действий потерять и Амурский мост.
В 1937 году институт Метропроект подготовил проект тоннеля под Амуром. Переход под дном Амура длиной 7,2 км строили в режиме повышенной секретности вплоть до начала Великой Отечественной войны. Но, несмотря на нападение нацистской Германии, проект не был свёрнут. В 1942 году тоннель под Амуром сдали в эксплуатацию. В частности по нему осуществлялась переброска грузов и личного состава при подготовке СССР к войне с Японией.
С 1946 по 1964 годы тоннель под Амуром был законсервирован. Движение по нему возобновили из-за роста грузоперевозок по Транссибу. Сперва по всё ещё остающемуся секретным тоннелю отправляли только грузовые составы. Но с 1980 года по нему пошли и пассажирские поезда.