Главное
Экономика, 17 мая, 10:00

Сердюков «пройдется бульдозером» по российскому авиапрому

Жесткое противодействие новому руководителю отрасли неизбежно

Сердюков «пройдется бульдозером» по российскому авиапрому
Недавнее назначение нового председателя совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации наделало много шума: эту должность занял экс-министр обороны России (в 2007–2012 годах) Анатолий Сердюков.

Едва ли не самой болезненной задачей из тех, что в ближайшие годы придется решать российскому авиапрому под руководством Сердюкова, является трансформация производственной структуры, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».

Об этом заявил ряд специалистов, включая сотрудников отрасли и военного ведомства. Российский авиапром унаследовал советскую структуру КБ и заводов, выстроенную для решения совершенно иных задач и по иным принципам, следование которым в сегодняшних условиях невозможно.

И в США, и в Европе начиная с 1960–1970-х годов шел активный процесс слияния и поглощения авиационных производителей, с резким сокращением числа финальных производств — вслед за усложнением и удорожанием авиатехники.

Советский авиапром этот период пропустил — в СССР не возникло ни кооперативной структуры, подобной европейскому «Эрбасу», ни корпорации по типу «Боинга» или «Локхид-Мартина», поглотивших большую часть ранее независимых американских производителей.

Постсоветский период также не способствовал стратегическим решениям в авиапроме — 1990–2000-е годы характерны скорее выживанием отрасли с переходом к новому этапу долгосрочного проектирования лишь в конце этого периода.
Разобщенность производственных единиц сказывается на возможностях промышленности в целом до сих пор. Так, независимое развитие «Иркута» и «Сухого» привело к серьезному расхождению двух ветвей истребителей на платформе Т-10 — в виде Су-30МКИ — Су-30СМ в Иркутске и Су-35С в Комсомольске-на-Амуре. Эти машины оснащаются разными двигателями, имеют разное бортовое оборудование, включая радар, и различаются гораздо сильнее, чем одноместный F-15C и двухместный ударный F-15E.

В итоге сегодня в серии находятся фактически два тяжелых истребителя, серьезно отличающихся по своему облику, что явно «слишком» для не самого богатого российского военного бюджета.

Тот же вопрос придется решать и с производством вертолетов, где сегодня в серии для отечественного заказчика находятся три типа боевых машин: Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52.
Придется принимать непопулярные интеграционные решения, которые повлекут за собой сокращение номенклатуры выпускаемых самолетов и вертолетов, перенос производств и переориентацию многих предприятий с финальной сборки на поставку комплектующих.

Решения будут весьма болезненными и неизбежно вызовут жесткое противодействие.

Если учитывать этот аспект проблемы, то Анатолий Сердюков, на счету которого имеется столь же болезненная и непопулярная, но доказавшая в итоге свою эффективность реформа вооруженных сил, это именно тот руководитель, который способен «пройтись бульдозером» по российскому авиапрому и реформировать отрасль.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме