В последние годы скончавшийся сегодня известный хабаровский бизнесмен Игорь Неклюдов очень много сил потратил на открытие первого в России пограничного перехода, построенного на частные средства.
Пункт пропуска «Заимка» в пригороде Хабаровска был готов к приему туристов еще в прошлом году, однако ввиду затянувшихся согласований разрезание красной ленточки все время откладывается.
В середине июня председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о включении этого инвестпроекта в перечень приоритетных. Торжественное открытие было
запланировано в рамках Восточного экономического форума.
Незадолго до своей смерти Игорь Неклюдов рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня», с какими трудностями он столкнулся, и что даст его проект региону.
- Игорь Михайлович, идею создать пункт пропуска прямо на территории принадлежащего вам туркомплекса кто-то подсказал или это исключительно ваша задумка?
Вообще вопрос строительства нового пункта пропуска в Хабаровска края рассматривался уже лет пятнадцать. И эскизы рисовали, и проекты прорабатывали, место подбирали, но до ума по ряду причин не довели.
Кстати сказать, действующий пункт пропуска в Хабаровске (базирующийся на дебаркадере), принимался в эксплуатацию в 1994 году по временной схеме. И до сих пор по этой временной схеме и работает, не обеспечивая соблюдения всех нормативных требований. Заметьте, с 2006 года в России запрещено размещать пограничные переходы на дебаркадерах.
- И на каком этапе вы столкнулись с претензиями государственных структур?
- Практически сразу. Сначала возник вопрос у них, а Амур – судоходная река в принципе? Мы запросили документацию, подтвердили, что да.
- И от кого именно исходили такие посылы, как думаете?
- От пограничной службы. Все вопросы, которые возникали в процессе отладки работы погранперехода, инициировали ее представители.
После истории с судоходством мы получили предупреждение, что по реке нельзя передвигаться иностранным судам. У нас годами из китайского Фуюаня речным маршрутом прибывают туристы, а тут такое. Потом жалоба – дескать, наш порт построен на фарватере Амура, и это спровоцирует столкновение судов.
Очень много вопросов вызывал наш надстроенный этаж – что якобы нет документации, нет проекта. Но у нас все оказалось на месте. Говорили, что рыбу мы всю погубим – минприроды федеральное провело проверку, вынесло заключение, что и в этом аспекте все в порядке.
- Перспектива, что он откроется, все-таки есть?
- После совещания, которое провел Юрий Трутнев в Москве, все переменилось кардинально.
Сейчас здание сдано в эксплуатацию. После этого мы направили документы в министерство транспорта РФ. Следующий шаг – формирование межведомственной комиссии из 14-15 представителей разных ведомств (ФПС, таможня, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС и т.д.). Их задача – приемка в эксплуатацию пропускного пункта.
- Насколько этот проект интересен региону?
- Хабаровский край катастрофически нуждается в туристах. Настолько этот вопрос в загоне, что диву даешься. Соседи наши в Приморье 420 тыс в 2017 году привезли китайцев! А мы 23 тыс человек.
К нам же с удовольствием поедут из Пекина, Шанхая, Харбина.
Еще одна позиция – доходы в бюджет Хабаровского края. Экономисты подсчитали, что дополнительно казна региона получит в 2018 году 218 млн рублей, в 2019 году – 412 млн рублей, в 2020 году – 557 млн рублей.
Мы не с потолка эти цифры взяли, это наука.
- А со стороны правительства региона вам была оказана какая-то поддержка?
- Во что обошелся вам речной вокзал с пунктом пропуска?
- Гидротехнические сооружения, речной вокзал, гавань, пристань, берегоукрепление – 1,025 млрд рублей. В эти затраты входит и все необходимое оборудование. Мы строим все за свои деньги и передаем в безвозмездное пользование на весь срок службы этого пункта пропуска государственным контрольным органам.
- Вы имеете в виду весь речной вокзал на «Заимке»?
- Я имею в виду все кабинеты и технические средства, необходимые для работы пограничников, таможенной службы, сотрудников Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Надо сказать, что каждая структура не стеснялась в требованиях, раз уже это строится не за государственный счет.
Вдобавок ко всему – мы полностью берем на себя коммунальные расходы и предоставляем транспорт для перевозки сотрудников к месту их работы.
- А с китайской стороны готовы обеспечить транзит пассажиров на китайской части острова Большой Уссурийский?
У нас есть запросы примерно от полутора десятков туристических компаний из разных регионов Поднебесной, которые ждут открытия нового перехода и сообщают, сколько туристов готовы направить ежегодно в Хабаровск.
Справка
По данным официального сайта группы компаний «Дальрео», в её управлении находятся пять бизнес-центров в центральной части Хабаровска и знаменитые «Золотые башни» на Восточном шоссе. В созданную Игорем Неклюдовым бизнес-империю также входит туристический комплекс «Заимка». Близкие к Неклюдову люди стоят во главе фитнес-центра World-class, телекомпании «Даль-ТВ» с «Дорожным радио», сети кинотеатров, включая «Гигант». Компания «Дальреострой» ведет строительство отеля Hilton на улице Комсомольской.