Проект российско-индийского истребителя закрыт
Фото: КнААЗ
Поделиться

Проект российско-индийского истребителя закрыт

25 апреля 2018

Проект российско-индийского истребителя закрыт

25 апреля 2018
Поделиться
Поделиться
Отправить
Проект создания совместного, на базе российского ПАК ФА/Су-57, истребителя для индийских ВВС и мирового экспорта, закрыт по инициативе Индии, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия».

Новость о печальном конце пребывавшей годы в подвешенном состоянии программы была озвучена 20 апреля. Авторитетные индийские издания, как специализирующийся на оборонке, сообщили, что советник по национальной безопасности премьер-министра Аджит Довал сообщил об этом решении делегации Совета безопасности России в ходе визита последней в Индию в феврале этого года. 

Официальных комментариев индийской стороны не поступало, однако вброс подобной информации необходимо воспринимать серьезно. Примечательно, что за неделю до публикации заместитель главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов разоблачал на проходившей в Индии выставке Defexpo-2018 как не соответствующие действительности слухи об отказе партнеров от участия в совместной программе и заявлял, что российская сторона ожидает политического решения по подписанию полностью готового контракта на опытно-конструкторскую разработку FGFA. Проблема в том, что ожидает она этого уже очень давно.

Индия внимательно наблюдала за будущим Су-57 с самого его рождения на комсомольском авиазаводе. В 2007 году заключается межправительственное соглашение о совместной разработке силами «Сухого» и HAL (Hindustan Aeronautics Limited, индийский госмонополист в аэрокосмической области) на базе  российского истребителя, тогда известного только под индексом Т-50, машины для индийских ВВС и экспорта за рубеж.

Программа получила достаточно заурядный индекс FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, «истребитель пятого поколения»). Через год HAL подписывает регламентирующий общие принципы сотрудничества контракт с «Рособоронэкспортом», а в декабре 2010 года — контракт объемом $295 млн на эскизное проектирование будущего FGFA. После его выполнения в 2012–2013 годах (по различным данным) пришел черед контракта на уже детальные НИОКР. Того самого, подписания которого отечественные чиновники ожидают до сих пор.

С тех пор представители военно-воздушных сил Индии метались от заявлений о потребности в истребителе пятого поколения (которая особо обострилась, когда стали заметны китайские успехи в этой области) и критической важности FGFA до выносимых на публику, что крайне необычно для отрасли военно-технического сотрудничества, сомнений в качестве товара. Неоднократно выражались сомнения, что российские инженеры смогут удовлетворить особо высокие требования индийских ВВС. В частности, регулярно указывалось, что у Индии более высокие, чем у России, требования к силовой установке истребителя и малозаметности. Слышать это от страны, до сих пор массово эксплуатирующей МиГ-21бис ввиду неспособности создать уже несколько десятилетий ему замену в виде легкого истребителя «Теджас», по меньшей мере странно.

Реальные причины затруднений, что традиционно для военно-технического сотрудничества с Индией, лежали в области вопросов финансов и передачи технологий. Во многом программа FGFA рассматривалась Нью-Дели как источник получения знаний и инженерного опыта, которые потребовались бы в создании национального истребителя нового поколения в рамках программы AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft, «Продвинутый средний боевой самолет»).  Индийская сторона постоянно сетовала на недостаточную готовность российской делиться технологиями. Справедливость этих претензий оценить, конечно, постороннему наблюдателю невозможно. Разумеется, в российских интересах было бы минимизировать передачу знаний, дабы увеличить свой вес в проекте, поучаствовать в дальнейшем в том же AMCA. С другой стороны, Россия на деле неоднократно показала, например с Су-30МКИ, что готова делиться с Индией как никто другой.

С финансовым вопросом сложнее — очевидно, что за привилегированный партнерский статус, с приобретением машины первыми и дальнейшей значительной долей прибыли при продаже в третьи страны, Россия хотела бы получить от Индии серьезные финансовые вливания, которые оказались бы очень кстати во время испытаний и доводки Т-50. 

Первоначально затраты на НИОКР FGFA Россия оценила в $5–6 млрд с каждой стороны. К 2016 году суммы уменьшились до $3,7–4 млрд с участника (ввиду отказа от двухместной версии и достигнутого ПАК ФА прогресса). Нельзя исключать, что эта сумма в индийском оборонном бюджете на фоне целого ряда сверхдорогостоящих программ закупок вооружений просто не нашлась, особенно учитывая, что это затраты еще только на создание, а не на производство самолета. 

В целом позиция индийских властей поражает. Непрерывно говоря о серьезнейшей нехватке боевых самолетов в ВВС, вместо реальных закупок они предпочитают десятилетиями вести торги, заходящие в итоге в тупик из-за несоразмерных запросов или изменения политических предпочтений руководства.    

Что означает закрытие FGFA для России? В общем, ничего страшного не случилось, так как проект и так давно находился «в коме». Понесен определенный имиджевый ущерб, однако совершенно не исключены закупки готового Су-57 в дальнейшем. 

Подробнее в материале «Известий»: После долгой и продолжительной болезни

Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Другие новости рубрики:
C каждым днём в России остаётся всё меньше мест, где людям могут понадобиться наличные
14.04.2021 12:15:00
Проект реализуется платформой СберВместе совместно с WWF России
14.04.2021 11:15:00
Клиенты могут оформить их в интернет-банке без выпуска пластика
14.04.2021 09:30:00
Сервис поиска работы SuperJob подвёл итоги рейтинга апреля 2021 года
14.04.2021 09:00:00
Экономика 13.04.2021 17:30:00
Благодаря краевой поддержке здесь построена новая теплица
13 апреля 2021
Экономика 13.04.2021 15:30:00
Уже выдан первый крупноформатный заем для бизнесмена из Хабаровска
13 апреля 2021
Экономика 13.04.2021 14:15:00
Оформить полис можно дистанционно в мобильном приложении СберБанк Онлайн или на сайте
13 апреля 2021
Экономика 13.04.2021 12:45:00
Премией Smart Product отмечают за сочетание технологического решения и выдающегося дизайна
13 апреля 2021
Экономика 13.04.2021 11:30:00
Средняя стоимость купленного гаджета в январе-марте 2021 года в Хабаровске выросла на 53%
13 апреля 2021
Экономика 13.04.2021 10:00:00
Только половина ИП сдали статистику до 1 апреля
13 апреля 2021
Экономика 12.04.2021 19:00:00
По поручению Михаила Дегтярёва местный Центр занятости получит на это дополнительное финансирование
12 апреля 2021

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2021 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 36, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 18+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.