Главное
Культура, 31 октября, 11:00

Если ты полюбишь куклы, не разлюбишь никогда – Александр Третьяк

Актёр Московского театра кукол – о Хабаровске, работе с Никитой Михалковым и… остеохондрозе

Если ты полюбишь куклы, не разлюбишь никогда – Александр Третьяк
Хабаровск и Москва обменялись куклами. Как уже сообщало ИА «Хабаровский край сегодня», благодаря проекту Министерства культуры РФ «Большие гастроли для детей и молодёжи» в дальневосточной столице целую неделю гостили артисты Московского областного государственного театра кукол, а их хабаровские коллеги, в свою очередь, веселили столичную детвору.

Москвичи привезли к нам три спектакля: «Золотой цыпленок», «Солнышко и снежные человечки» и «Принцесса Крапинка».

После одного из них корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» пообщался с артистом театра Александром Третьяком.
— Наш театр живёт полной жизнью и довольно часто гастролирует по стране, — рассказывает Александр. — Мы бывали и Красноярске, и в Крыму, во Владимире, и в Костроме. Но так далеко забрались впервые. Вообще, у нас интересная профессия, благодаря которой столько мест довелось посетить. Разве судьба меня когда-нибудь занесла бы в Хабаровск, если бы не гастроли?! Ваш город понравился. Мы успели побывать в краеведческом музее, на набережной Амура, посмотрели и другие достопримечательности.

куклы на амуре.jpg

— Артист кукольного театра — профессия специфическая. Бытует даже мнение, что в кукольники нередко попадают случайно. Хотел, мол, человек стать драматическим актёром, но не прошёл по конкурсу и отправился на кафедру театра кукол. Интересно, а как было у вас?

— Актёром хотел стать с детства, а вот в куклы действительно попал случайно. Жил в Екатеринбурге, и моя школьная учительница, у которой были знакомые в местном театральном институте, посоветовала поступить на курс к заслуженному деятелю искусств РФ Сергею Константиновичу Жукову, который по стечению обстоятельств как раз набирал будущих студентов на кафедру кукол. Все четыре года, что учился, мне было так интересно! Вот что значит - попал к настоящему мастеру! После окончания вуза уехал в Воронежский государственный театр кукол «Шут» к отличному режиссёру Валерию Вольховскому, у которого тоже многому научился. А потом друзья посоветовали рвануть в Москву. Это была, конечно, чистой воды авантюра. Мы с женой и маленьким ребёнком поехали, можно сказать, в никуда. Ах молодость… Где я только ни работал, пока окончательно не сделал выбор в пользу Московского областного театра кукол: и в «Альбатросе», и в «Сказочном театре», и в Балашихе, где даже поставил спектакль «Дюймовочка». А однажды сам Никита Михалков, который тогда снимал «Утомлённые солнцем-2», пригласил меня в свою картину.

— Ничего себе поворот! Вот с этого момента, пожалуйста, поподробнее…

— Был момент, когда в поисках лучшей жизни подрабатывал даже в кино. Нет, сам не снимался, меня это почему-то никогда не интересовало. Работал реквизитором, раздавал ассистентам режиссёров фотографии знакомых актёров. Со временем оброс связями. И вдруг на меня вышел Михалков и позвал реквизитором в свою картину. Представляете мое состояние?! Работать в команде Никиты Сергеевича было интересно. Другой вопрос, что съёмочный период очень отличался от конечного результата. Но то, что происходило на площадке, было здорово. Для меня это неоценимый опыт.
— Вернёмся, однако, к куклам. Слышал, что в 2013 году на Международном фестивале театров кукол вы получили приз в номинации «Лучшая мужская роль»…
— Это роль мышонка Муфа в спектакле «Солнечный луч». Спустя год мы с моим персонажем также удостоились специального приза жюри «За высокий профессионализм кукловождения» на Международном сказочном театральном фестивале «Я — мал, привет!». Эта роль мне очень дорога. Вообще, пьеса «Солнечный луч» — классика театра кукол, ныне немного забытая. Это история про Мышонка и Фарфоровую балерину, которые оказались в подвале среди ненужных и выброшенных вещей. В подвале они понимают, что ради того, чтобы не быть одинокими, можно пожертвовать даже самим собой.
куклы2.jpg

 Интересно, что Алексей Смирнов поставил «Солнечный луч» с другим актёром. Но тот потом уехал, и спектакль на некоторое время вообще прекратил своё существование. Я пришёл в Московский областной театр кукол, где до этого не-сколько лет уже работал, и заявил: «Хочу играть мышонка Муфа!». Самое интересное, что режиссёра до этого в глаза не видел. Но меня утвердили. Сейчас думаю: если бы тогда не набрался наглости, то не было бы ни этой роли, ни других интересных работ. Однако не подумайте, что я по жизни такой. Подобные вещи практикую только тогда, когда уверен: это моё.

— Вижу, что в репертуаре вашего театра не только спектакли для самых маленьких зрителей. Есть даже «Ревизор», в котором играет Городничего. Вам самому какие персонажи ближе по духу?
— Меня больше интересует проблема или тема, нежели сама роль. Если тема меня волнует, тогда всё получится. Именно так и вышло с «Солнечным лучом». Для меня театр, как одно из средств общения с людьми. Вообще, считаю, что репертуар театра кукол должен быть разнообразным. Чтобы у людей был выбор: вот, допустим, пьеса смешная, а эта заставляет задуматься. Понятно, что весёлые вещи легче продаются. Написали на афише: «Три поросёнка» и зритель пошёл. Но ведь мы работаем не только для малышей. Пусть юные зрители начинают посещение театра с тех же «Трёх поросят». Потом эти дети вырастут и заинтересуются более серьёзными вещами.
 Что же касается «Ревизора»… В 1933 году именно этим спектаклем зарождался наш театр. И вот спустя много лет здесь решили вновь обратиться к не-стареющей классике. Работать было нелегко, мы же привыкли играть сказку. А тут меня ещё «назначили» Городничим. Роль острохарактерная, а по душе мне больше драматические герои. Но режиссёр помог вжиться в образ.

— Александр, в вашем театре главные герои — сами куклы. Актёры при этом как бы оказываются на втором плане. Вас это не смущает?

куклы3.jpg
— Нисколько. Главное: приносить радость людям. И не важно, в каком обличии. Тем более у нас разнообразие инструментов. Есть куклы тростевые, есть планшетные, есть марионетки… Знаете, какая у кукольников профессиональная болезнь? Остеохондроз. В тростевых спектаклях ведь руки постоянно наверху. Так что у нас вредное производство (улыбается). Нам за это даже четыре процента от оклада доплачивают, и на пенсию можно уходить через 25 лет. Но никто не уходит. Потому что если ты полюбил куклы, то навсегда.
— Вижу, что эта любовь у вас семейная. Жена Александра Третьяка ведь тоже актриса театра кукол?

— С Наташей мы познакомились ещё в институте. Потом вместе поехали в Воронеж, покоряли Москву. Супруга в 2004 году обосновалась в областном театре кукол и с тех пор здесь служит. Нашей дочери Насте 16 лет. В детстве она не могла не любить театр. Да у неё и выбора не было: везде брали дочь с собой. Недавно заявила: «Хочу быть актрисой!». Посмотрим, что из этого получится.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме