Дальневосточный художественный музей, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Игоря Грабаря, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Овчинниковым, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
На ней представлено семь икон, произведения графики, графические и пространственные реконструкции. Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации и человек неординарного таланта, Овчинников всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.
Работа Овчинникова порой приводила к подлинным научным открытиям. Так, раскрытие авторской живописи на вологодской иконе первой трети XIV века «Богоматерь Умиление» сделало доступным для зрителей и исследователей памятник, стоявший у истоков целой художественной традиции.
А увлеченное изучение техники так называемой золотой наводки, древнерусской техники исполнения икон с золотым рисунком на бархатисто-черном фоне медной основы соборных ворот, переросло в подробно иллюстрированную и редкую для 1970-х монографию о знаменитых вратах суздальского собора Рождества Богородицы первой четверти XIII века.
Разработанный и широко применявшийся Адольфом Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение.
Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах — от приготовления красок и подготовки основы до завершающих штрихов, в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников.
- Желая досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам, - рассказали в музее. - Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке в Хабаровске.
Хабаровские музейщики представят в столице картину Беллотто «Церковь Санта Мария Маджоре в Риме»
11 июня 2024, 12:00 0
По словам сотрудников музея, делая копии храмовых росписей, Овчинников внимательно всматривался в технику письма, что позволяло ему давать новые интерпретации известных сюжетов, раскрывавшие глубину замысла средневекового мастера.
Привлеченный известным искусствоведом Н.Н. Померанцевым к работе в церкви Успения Богоматери в Мелётове, Овчинников не только выполнил копии фресок 1465 года, но и написал об этом загадочном и необычайно сложном по составу и иконографии сюжетов памятнике небольшую книгу, которая до сих пор остается востребованной исследователями.
Интерес к псковской живописи Адольф Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь к ней обращался, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков, среди них — экспонируемые на выставке «Деисус, с великомученицами Варварой и Параскевой», «Рождество Христово» и «Воскресение — Сошествие во ад».
В копиях и кальках Овчинникова нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри древних храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают представленные в залах масштабные объемно-пространственные реконструкции.
Копирование памятников оказалось невероятно важным для истории искусства, поскольку позволяет сохранить хрупкое художественное наследие, которое в любой момент может быть утрачено. Выставка откроется 28 июня и продлится до 22 сентября.