Главное
Культура, 14 июля, 11:00

Японский микропоп добрался до Хабаровска

В современном искусстве наступила зима - период, когда все застыло и ждет перемен

Японский микропоп добрался до Хабаровска

Скользящие коты, рыдающая статуя, виниловая пластинка изо льда – современный японский микропоп добрался до Хабаровска. Впервые выставка современного искусства Страны восходящего солнца приехала в Дальневосточный художественный музей (ДВХМ), сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Работы разных жанров объединила концепция «Зимнего сада».


Ни зимы, ни сада

14 молодых японских художников, 35 работ – всё это о выставке современного поп-арта «Зимний сад», которая сложилась ещё в 2009 году и с тех пор гастролирует по разным городам и странам. Казалось бы, согласно всем законам логики, мы должны увидеть пейзажи сада, утопающего в снегу или теплицу, где в холодное время года прекрасно чувствуют себя растения. Но прямого взаимоотношения названия выставки и ее содержания нет. 

Парадокс в самой основе концепции выставки, затрагивающей вопросы сложных «погодных» условий, окружающих нас сегодня. Глобальные проблемы, среди которых вопросы мировой экономики, социального неравенства, исчезновение уникальной «локальной» культуры, поставлены в оппозицию новым формам жизни, рождающимся в искусственных «тепличных» условиях.


1 Бершадская.JPG

«У этой выставки есть куратор в Японии – арт-критикесса Мидори Мацуи. По ее концепции в современном искусстве как бы наступила зима, тот период, когда все застыло и ждет перемен, тепла. А с другой стороны это состояние сравнивается с «оранжереей», то есть когда мы сами, художник и его воображение, зритель и его мышление, всё это находится в тепличных условиях цивилизации.
Японские современные художники пытаются, используя культурные коды массовой культуры, донести до зрителя необходимость неких перемен и своими работами задают вопрос – что будет с культурой дальше? Будет ли она превращаться в эту карамельную жвачку, которую мы ментально продолжаем жевать, или всё-таки человек начнёт осмыслять общечеловеческие, цивилизационные процессы», – рассказывает специалист по связям с общественностью Дальневосточного художественного музея Анастасия Бащенко.
Название «Зимний сад» – это метафора. Выставка и должна быть для зрителя неким парадоксом. Вместо зимы мы видим рыдающую статую, скользящих котов, мультяшных героев. Возникает вопрос: что художники хотят этим сказать, в какую игру играют со зрителем, в чем провокация.

Анастасия отмечает, что довольно часто молодые художники считают, что зрителя нужно «взять за грудки и немножко потрясти», чтобы расшевелить и помочь прийти к каким-то умозаключениям. 

Кстати, помимо парадоксов, посетители смогут увидеть и массовую культуру Японии. К примеру, аниме и манго. Хотя кто знает, может быть японский художник иронизирует и в этих работах.


Японский микропоп

Сам термин «микропоп» можно расшифровать как нечто среднее между американским поп-артом (направление в изобразительном искусстве, использующее примитивные образцы массовой культуры) и «русским бедным», который открыл Марат Гельман (взгляд на русское искусство с позиции эстетики бедного). Поколение японских художников, родившихся между 1970-м и 1980-м, вдохновляется национальным вариантом массовой культуры и заботится о детях и людях без образования, которым близки и понятны большеглазые героини аниме.

Представленные произведения по замыслу художников как будто нанизаны на три основные оси. На первой расположены работы, раскрывающие незначительные детали повседневной жизни, которые, оставаясь незаметными, формируют окружающее пространство. Вторая рассматривает роль использования аутентичной субкультуры, развитой в Японии, в создании нового мифа и его героев. Третья посвящена исследованию природного, органического мира, воссозданию его структуры, на основе понимания которой возможно создание нового гармоничного пространства.


Japan_04(1).jpg

«Зимний сад» представляет собой своеобразный рассказ о поиске художниками новой модели современного общества, выстроенного по аналогии взаимоотношения между человеком и естественной средой.

«Тем не менее, выставка в большей степени не провокационная, а игровая. Зрителю предлагается поиграть с воображением, отследить свои собственные внутренние процессы. Кстати, часто детям современное искусство становится понятным быстрее, нежели взрослым. Посмотрим, как у нас будет проходить этот проект. Выставка объехала разные страны, в числе которых Китай, США, Италия, Мексика, Польша – везде она вызвала большой интерес», – добавила Анастасия Бащенко.
Рассматривая картины, инсталляции, зритель постепенно вовлекается в игру с воображением. Согласитесь, совсем непросто понять, какой смысл вложил автор, к примеру, в лоскутное полотно. Понять эти картины – достаточно непросто, нужно чувствовать, что хочет сказать автор.

3 Бершадская.JPG
«Вы не обязаны всё понимать, и совсем не обязательно видеть то, чего там нет. Каждый видит своё. Вы имеете на это право. Можете вообще не понимать. Это просто наша возможность расслабиться, раскрепоститься и заглянуть внутрь себя. Когда мы сталкиваемся с современным искусством, нам нужно не защищаться, не избегать этого, потому что ничего страшного не произойдёт, если вы попробуете в этом разобраться», – отметила специалист.

5 Бершадская.JPG


Справка

Выставка «Зимний сад» – это один из передвижных проектов японского фонда. Она включает живопись, графику, инсталляции. Работы японских современных художников можно увидеть в ДВХМ с 14 июля по 6 августа. Вход свободный.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме