Главное
Культура, 16 января, 11:00

Между советскими разведчиками и русскими актёрами ничего общего, кроме языка

Гильермо дель Торо — о национальных корнях, любви к монстрам, отношении к смерти и новом фильме

Между советскими разведчиками и русскими актёрами ничего общего, кроме языка
В российский прокат выходит фильм «Форма воды» — один из главных фестивальных хитов. Осенью он получил главный приз Венецианского фестиваля, а в январе автор картины Гильермо дель Торо удостоился премии «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. Корреспондент «Известий» встретился с триумфатором и расспросил его о секретах творчества. ИА «Хабаровский край сегодня» приводит интервью с сокращениями.

— Ваш фильм вышел в США только в ограниченный прокат из-за эротической составляющей. Он шел не во всех кинотеатрах и только вечерними сеансами. Это как-то отразилось на сборах?


— Отразилось, конечно. Причем в положительном смысле — оказалось, что меньшее количество сеансов, но при полных залах гораздо лучше, чем когда сеансов много, но приходит на них всего пять-шесть человек.

— Сюжет о любви красавицы и чудовища, положенный в основу фильма, используется творцами с незапамятных времен. Почему вы все-таки выбрали эту тему?


— Между популярными легендами о красавице и чудовище и моей историей существует огромная разница. Во всех легендах чудовище в конце превращается в человека, которого можно не просто любить, но и жить с ним вместе. В обычном человеческом смысле — вместе завтракать, воспитывать детей, ходить в гости. Мое же чудовище остается чудовищем. Влюбиться в него можно. Но жить вместе с ним на земле среди людей нельзя.

— Монстр у вас не владеет человеческим языком в принципе, а девушка — немая из-за травмы, полученной в детстве. Это была очень смелая идея — сделать главных героев неспособными к членораздельной речи.


— Конечно! В этом для меня заключалось самое важное — показать любовь через мимику, взгляды, касания, а не через банальное «ах, я тебя люблю». Я думаю, мир стал слишком циничен, люди стесняются показывать любовь. Над влюбленными смеются. А на самом деле в мире нет ничего важнее любви.

— В фильме смешано множество тем, мотивов, жанров, стилей, языков. Что из вашего жизненного опыта вы вложили в эту пеструю ткань?


— Практически всё. Этот фильм — автобиография. Такой же автобиографией был и «Лабиринт Фавна», и «Хребет Дьявола». Поэтому эти фильмы и удались, я считаю.

— И все-таки, что конкретно из вашей жизни вошло в «Форму воды»?

— Ну, во-первых, я — эмигрант. Я приехал из Мексики в США уже взрослым человеком. То есть я был, есть и буду чужим. Странным. Как монстр. Во-вторых, я мексиканец. Осознание неизбежности смерти и спокойное принятие ее у нас в крови. Смерть — главная героиня нашей культурной традиции и далеко не всегда отрицательная. Для всех остальных людей смерть — это страшное горе, конец всему. А мы даже не мыслим такими понятиями.

Безымянный.png
Кадр из фильма «Форма воды»

- Вы по-прежнему живете в основном в Лос-Анджелесе? Говорят, ваш дом — настоящий музей монстров. В прошлом году Музей современного искусства Лос-Анджелеса (LACMA) даже организовывал туда экскурсии.


— Да, я дал им такое разрешение, потому что я всё равно был тогда в Торонто. Но теперь я решил больше не пускать сюда посетителей. Я здесь прячусь — я монстр, и мне полагается моя собственная пещера. Мне здесь хорошо, я здесь думаю, рисую, читаю, пишу.

Это был первый дом, который я купил в Лос-Анджелесе 15 лет назад. Он был дешевым. В этом районе проживают в основном иммигранты. Здесь редко услышишь английскую речь — все говорят по-испански. Когда семья разрослась и я стал зарабатывать больше, то купил соседний дом и соединил их в одно владение. А затем, когда я стал зарабатывать очень много, все стали убеждать меня, что это непрестижно оставаться в таком районе.
Я не мыслю такими категориями. Я остаюсь мексиканцем и люблю своих соплеменников. Но жена считала, что нашим дочерям не следует ходить в районную школу. Короче, мне пришлось перевезти семью в хороший дом в хорошем районе с хорошей школой. Но поскольку я все-таки был уже не бедный человек, то решил не продавать старый дом. Соответственно не было никакой необходимости разбирать и выбрасывать старые вещи. Поэтому всё, что я когда-либо делал в жизни, спокойно хранится здесь.

Тысячи дисков и кассет с фильмами, которые я смотрел или снимал. Все компьютерные игры, все комиксы. Наверное, тысяч 10–12. Не считал точно. Сотни книг по истории живописи — я постоянно их перечитываю и рассматриваю репродукции картин. И все мои детские тетради с рисунками монстров, которые мама хранила эти годы у себя, она тоже привезла сюда.

Ну и поскольку места было всё еще достаточно, я не выбрасывал макеты и костюмы всех моих монстров со съемочных площадок, а тоже свозил их сюда. Фавн, Чарли, все привидения, призраки, куклы — они живут здесь со мной. Они выглядят страшновато. Но в душе это несчастные, страдающие, одинокие и добрые существа.

— Не такие уж добрые. Призрак в «Маме» уводит с собой в небытие младшую сестренку. Фавн допустил смерть невинной девочки Офелии. Да и герой «Формы воды» тоже не совсем плюшевый медвежонок.

— Люди убивают подло. Чудища — нет. Когда убивают люди — это зло. Они и есть настоящие монстры, палачи и убийцы. А когда убивают чудища — они всё равно остаются добрыми. За смертью следует вечность. И между белым днем и темной ночью, между бытием и небытием существует еще великое множество прекрасных и загадочных состояний.

— На будущее у вас запланировано 19 фильмов. Это же огромная работа.


— Запланировано — еще не значит осуществится. Я не начинаю делать фильм, пока не почувствую, что готов за него умереть. Я просто жду, когда это чувство во мне проснется. Это — любовь. Я должен дать фильму свою ДНК. Наша этническая и культурная ДНК имеет ценность. Если ты мексиканец — будь им. Если ты русский — будь им тоже.

— Кстати, о русских. На роли советских разведчиков в «Форме воды» вы взяли американских актеров. Почему не русских?


— А что общего между советскими разведчиками 1962 года, которые участвуют в фильме, и современными русскими актерами?

— Ничего, кроме языка.

— Вот и я так подумал. Внешне американский актер от русского ничем не отличается. А язык всё равно в каждой стране будет дублироваться прокатчиками. Не думаю, что фильм потерял что-то из-за того, что советских разведчиков играют американские актеры.

А вот русский фольклор для меня имел очень большое значение. Поэтому я пригласил русских актеров на роли музыкантов (Евгений Акимов, Сергей Никонов, Алексей Панкратов. — «Известия»). Песня «Очи черные» — это сокровище, где, собственно, и прячется ваша русская ДНК.

Полностью читайте в эксклюзивном материале «Известий»:  «Русская ДНК прячется в песне «Очи черные»

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме