Не химик, потому утверждать, чем же периодически пованивает в разных районах Хабаровска, утверждать не берусь. В восприятии же горожан это был то газ, то бензол, то нефтепродукты. А некоторые микрорайоны на время получали сходство с дорогими курортами – где запах сероводорода заставляет не морщить нос, а наслаждаться целебными свойствами минеральных вод.
Экстренные брифинги, экологические мониторинги и заборы проб воздуха. Все сделали для граждан неблагодарных, а они продолжают жаловаться.
Больше сотни звонков в день в единую диспетчерскую – это вам, простите, не массовое сумасшествие. Это уже объективно попахивает проблемой.
Первые результаты исследований облегчения населению не принесли. Вот сообщают нам из центра мониторинга окружающей среды: превышений ПДК (предельно допустимых концентраций) вредных веществ в воздухе не выявлено. Высоки показатели по ксилолам (ароматическим углеводородам, образующимся в процессе переработки нефти), но они у верхней границы нормы. Пробу брали (внимание!) в районе улицы Карла Маркса. Для тех, кто не следит за новостями, напомню: жалобы на дурной запах поступали, кроме упомянутой центральной магистрали, в районе улиц Серышева, Постышева, Дикопольцева, на Гамарника, Блюхера, Слободской, Тихоокеанской, Руднева, Шелеста, Стрельникова. Отчего же не исследовать воздух там? Перефразируя известное и почти крылатое выражение, «Тема вони не раскрыта!».
В 80-х годах прошлого века моя семья жила в городе на противоположном конце страны. Он был окружен тремя целлюлозно-бумажными комбинатами. Те, кто хоть раз был вблизи таких предприятий, поймет. Вонь они генерировали настолько невыносимую, что по малолетству мне казалось, будто там в котлах варят плоть умерших гномов. Проблема разрешилась с приходом перестройки, когда производственный процесс всех трех ЦБК тихо почил в бозе. Но кто даст гарантию, что не оттуда прицепилась хроническая бронхолегочная болячка, диагностированная спустя много лет?
Помните многолетнюю эпопею в Комсомольске-на-Амуре? Там тоже мучались от зловония, пока сор из избы не вынесли на федеральный уровень. И пока волшебный пинок своим подчиненным не дал президент «Роснефти», чей завод и оказался источником плохого запаха. Оказалось, что корень проблемы найти все-таки можно, и модернизировать технологию предприятия – тоже.
Никто же не против. Нужен нам бензин, нужен бытовой газ, нужны многие вещи, при производстве коих выделяется та или иная «химия».
Но, товарищи промышленники, мы платим за продукт, а не за использование себя в качестве подопытных кроликов. И если на сегодняшний день неизвестное амбре не довело никого до анафилактического шока, так давайте вы не будете ждать, когда это случится.