14 мая в Пекине стартует форум «Один пояс — один путь», который наряду с генсеком КНР Си Цзиньпином откроют президент России Владимир Путин и генсек ООН Антониу Гутерриш.
Мероприятие соберет представителей более 100 государств и подведет первые итоги развития китайской инициативы Шелкового пути, выдвинутой в 2013 году. Для Китая форум станет демонстрацией возросшего при новом генсеке статуса страны в мире, для России — возвращением «политических долгов» и средством укрепить позиции перед лицом растущей китайской мощи, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Коммерсант».
Приобщиться к этому благу в Пекин 14-15 мая съедутся представители 110 стран, включая лидеров 10 европейских, 13 азиатских, двух латиноамериканских, двух африканских и одного микронезийского государства (Фиджи).
С того момента как председатель КНР Си Цзиньпин сообщил миру о новой китайской инициативе «Новый Шелковый путь» осенью 2013 года, ее название изменилось сначала на «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), а к концу 2016 года — на «Один пояс — один путь»(ОПОП).В декабре 2014 года для финансирования инициативы был запущен Фонд Шелкового пути (ФШП) объемом $40 млрд, к этой же цели был приспособлен начавший работу в декабре 2015 года Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) объемом $100 млрд. Более 100 государств в той или иной форме заявили о присоединении к проекту.
Единственное, что осталось неизменным,— крайняя расплывчатость идеи.
Согласно установочному документу инициативы, опубликованному в марте 2015 года, ее основными задачами провозглашались согласование стратегий развития государств, поддержавших ОПОП, соединение их транспортных путей; развитие взаимной торговли, создание системы финансовой стабильности в Азии и развитие межчеловеческих контактов. Ключевым для многих стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии был второй пункт. Китай располагал мощностями и технологиями для строительства необходимой этим регионам инфраструктуры, а также избытком капитала, что давало надежду на дешевые кредиты и высокоскоростные магистрали в горах Киргизии и джунглях Мьянмы.
За прошедшие годы Пекин заключил сотни инфраструктурных соглашений, и в китайской прессе встречаются суммарные их оценки в размере от $300 млрд до $900 млрд. Оценить более точно трудно: ОПОП фактически всосал в себя многие инициативы, запущенные до 2013 года: строительство пакистанского порта Гвадар, портов в Шри-Ланке, коридора через Мьянму и многое другое. Подавляющее большинство соглашений при этом составляют ни к чему не обязывающие меморандумы о взаимопонимании и аналогичные документы.
АБИИ в 2016 году выдал всего $1,7 млрд на девять проектов, шесть из которых софинансировали Всемирный банк и другие структуры.
ФШП и вовсе вложился за два с лишним года существования лишь в пять проектов, два из которых — выкуп долей в российской компании СИБУР и проекте «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК.
Из-за крайней аморфности ОПОП все сотрудничество фактически пока идет на двусторонней основе между Китаем, обычно выступающим в качестве кредитора, и странами-реципиентами, к которым банки КНР предъявляют жесткие рыночные требования по обеспечению займов. В частности, большинство построенных Китаем инфраструктурных объектов в Пакистане и Мьянме после сдачи будут от 30 до 50 лет находиться в собственности КНР.
Разница между политической риторикой о «строительстве сообщества общей судьбы» и реальными требованиями к возвратности инвестиций оказалась столь велика, что это привело к определенному охлаждению отношения многих стран к инициативе.
Президент России Владимир Путин займет на форуме почетное место лидера Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и выступит наравне с Си Цзиньпином и генсеком ООН Антониу Гутерришем.
Он также должен выступить в панели, включающей лидеров других европейских государств. Российская стратегия участия в мероприятии сложилась следующим образом: отстаивать приоритет для Москвы ЕАЭС, подчеркивать позицию равного Китаю партнера, по возможности дистанцироваться от ОПОП в части Морского Шелкового пути. Участие в последнем предполагает косвенное признание правоты Китая в территориальных спорах в Южно-Китайском море и может неоправданно осложнить отношения Москвы со странами Юго-Восточной Азии и Индией, которая вообще выступает против стратегии КНР в регионе.
Российский лидер, понимая это, своим визитом как бы отдаст китайскому коллеге «долг» за 9 Мая 2015 года, когда Си Цзиньпин стал главным гостем Парада Победы в Москве и позволил Кремлю утверждать, что никакой всемирной изоляции России после событий в Крыму не произошло.
Несмотря на то что Владимир Путин поедет на саммит фактически в качестве лидера ЕАЭС, повестка сопряжения (8 мая 2015 года была подписана декларация о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП, предполагавшая развитие совместных проектов) обсуждаться не будет.
Хотя с Владимиром Путиным в Пекин полетит внушительный десант министров и бизнесменов, большую часть совместной российско-китайской повестки решено отложить на лето (визит Си Цзиньпина в Россию запланирован на начало июля).
Фактически, если убрать многочисленные двусторонние встречи лидеров, которые пройдут на полях форума, собственного содержания останется немного. Главная задача форума, по мнению аналитиков, — продемонстрировать величие и мощь Китая внутренним и внешним оппонентам.