Главное
Политика, 06 марта, 09:00

Новая идея реформы энергетики – билет в один конец – Борис Гладких

Нельзя будет через пять лет сказать: извините, не вышло

Новая идея реформы энергетики – билет в один конец – Борис Гладких

В весеннюю сессию в Госдуму РФ будет внесен законопроект, который предполагает реформу рынка теплоснабжения. Уже на уровне обсуждения он вызвал неоднозначную реакцию. Что предполагается изменить и как это коснется всех нас? Об этом корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» поговорил с депутатом Госдумы от Хабаровского края Борисом Гладких.


Инвестор так и не пришел

Почему возникла идея реформирования отрасли?  В стране есть территории, где нет крупных ТЭЦ. Там небольшие котельные, которые в огромных количествах сжигают природный газ. По данным Минэнерго, ежегодно в них сгорает около 100 миллиардов рублей. И все эти средства заложены в тариф на тепло и электроэнергию.

Там, где ТЭЦ, есть, как в Хабаровске, другая проблема, так называемые, запертые мощности. То есть, чтобы их использовать, надо вложить большие деньги.  К примеру, неподалеку от Березовки построить еще одну тепломагистраль, которая бы давала тепло в два новых микрорайона Хабаровска, в частности, в район Ореховой сопки. Цена вопроса – около 3 млрд рублей. Таких денег у энергетиков нет, а без новых мощностей краевой центр не может интенсивно развиваться. Подключиться к теплу - большая проблема для застройщиков в Хабаровске.

 Необходимость что-то кардинальным образом менять вызвана и плачевным состоянием тепловых сетей, по стране их износ – больше 60%. При этом количество плановых ремонтов из года в год снижается. Нынешнее тарифное регулирование таково, что оно предполагает ежегодный рост - ниже уровня инфляции. Энергетики пришли к тому, что они попросту занимаются латанием дыр. Понятно, что с этим надо что-то делать.
Все ждали крупных инвесторов, вот они придут и все построят, но дяди с большими деньгами так и не появились.  Их можно ждать и дальше, но мы явно теряем время.

Что предлагается?

 Одно из ключевых изменений -  появление единой теплоснабжающей организации.  Она станет не просто закупщиком и поставщиком тепловой энергии в пределах муниципального образования и единым центром ответственности за то, чтобы тепло подавалось в заданных параметрах, но и будет выступать «одним окном» для потребителей, в том числе, и по подключению к системе теплоснабжения. Она же устанавливает единый тариф в зоне своего действия.

К примеру, в Хабаровске есть Дальневосточная генерирующая компания (ДГК) и муниципальная котельная на Красной Речке. Создание единой теплоснабжающей организации, а в нашем случае, это скорее всего будет именно ДГК, приведет к объединению всех мелких котельных под одним большим крылом, и тарифы выровняются.  


Идеальная котельная

Вторая составляющая реформы –новый механизм ценообразования. Если сегодня тарифы на тепло и электроэнергию устанавливаются комитетом по ценам и тарифам правительства края, то в новой модели будет применяться цена, так называемой «альтернативной» котельной.  

Эта идеальная модель придумана для того, чтобы понять, а сколько может стоит тепло в современной котельной с новейшим оборудованием, без потерь и всякого рода производственных издержек, если бы мы ее построили с нуля. И потом сравнить идеальный вариант с тем, который есть в реальной жизни. Так вот нижняя цена одной гигакалории в единой теплоснабжающей организации должна быть не выше, чем в альтернативной котельной. А верхняя зависит от потребностей реальной котельной на потери и модернизацию, чтобы таковых не было. Получается, чем хуже состояние котельной, тем выше тариф. Но не беспредельно. Будет установлен потолок, за который заходить нельзя.

Кто будет определять эти ножницы? Регионы, то есть, в нашем случае правительство края, но по той методике, которую предложит федеральное правительство. Минэнерго обещает, что резкого повышения цен не ожидается.  
Возможно, на первоначальном этапе тарифы и вырастут, но потом они обязательно должны снизиться.  За счет увеличения тарифа и количества потребителей мы получим приток инвестиций, которые единая теплоснабжающая организация обязуется направить на развитие в течение пяти - десяти лет. Рост тарифа даже на два-три процента – это большие деньги для Хабаровска.

В частности, модернизация сетей приведет к тому, что сроки гидравлических испытаний, когда потребителям отключают горячую воду на месяц, а то и на все лето, сократятся до нескольких дней.  


 Билет в один конец

И тут возникает вопрос, как проконтролировать, чтобы деньги, которые мы станем инвестировать, обеспечивая реформу большой энергетики своим рублем, пошли на развитие, а не на текущие нужды?  Сегодня вопросы относительно того, что заложено в тарифе, может задавать энергетикам комитет по ценам и тарифам. Кто этим будет заниматься потом? Чья это зона ответственности? 

 Единая теплоснабжающая организация сразу берет на себя обязательства из нового тарифа определенную часть направлять на развитие. И она это развитие должна обеспечить, иначе к ней будут применяться достаточно серьезные штрафные санкции, заложить которые в тариф она не сможет. Но это и поле деятельности антимонопольной службы.

Когда законопроект обсуждался на комитете по энергетике в парламенте, депутаты задавали множество вопросов представителям Минэнерго, но не на все из них получили четкие ответы.

Понятно, что тут есть опасения, и прежде всего для населения, а оно сегодня главный потребитель и плательщик. И еще риски для региональных бюджетов, за счет которых сегодня выравниваются тарифы на тепло, какими бы разными они не оказывались. Но бюджеты эти по большей части дефицитные. 

Предлагаемая модель - это билет в один конец. Нельзя через пять лет сказать, дескать, извините, у нас ничего не получилось, давайте все вернем назад. И значит все надо тщательно продумать и предусмотреть. Закон должен вступить в силу уже с 2018 года. 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме