Здоровье, 24 марта, 15:00

Смогут ли учёные сделать людей бессмертными?

Молекулярный биолог, руководитель научного отдела «Вокруг света» Ирина Якутенко - о причинах старения

Смогут ли учёные сделать людей бессмертными?

Тема бессмертия актуальна с тех пор, как появились люди. Об этом можно судить из анализа любого фольклора – там и Кощей Бессмертный, и боги. Какая бы мифология не появлялась – одним из главных свойств «сверхсуществ» с точки зрения человека являлось бессмертие. Люди долго считали, что это всё фантастика и сказки, алхимики пытались искать какие-то чудодейственные травки, но толку никакого не было. Так что же думают по этому поводу учёные? Молекулярный биолог, научный журналист, руководитель научного отдела «Вокруг света» Ирина Якутенко, посетившая Хабаровск в рамках Persona Grata, раскрыла корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» несколько гипотез о причинах старения.

Якутенко.jpg

Прожить до 80 лет

Сейчас средняя продолжительность жизни составляет 70-80 лет. А ведь какие-то 200 лет назад эта цифра равнялась всего 30 годам. Поэтому у учёных есть основания полагать, что можно ещё больше увеличить продолжительность жизни. Изучение животного мира показывает, что в биологии есть примеры существ, которые живут вечно. К примеру, медуза Turritopsis – она в биологическом смысле бессмертна, существует в разных стадиях – от медузы до полипа.

Среди людей – официальный долгожитель француженка Жанна Кальман, старейшая из когда-либо живших на Земле людей. Она умерла в возрасте 122 лет 5 месяцев 14 дней. Если посмотреть её фотографии, то можно обратить внимание, что в основном на всех снимках она с сигаретой.

«Она курила до последнего. На снимках всё время с бокалом красного вина. Она не очень соблюдала принципы здорового образа жизни. Кстати, Уинстон Черчилль тоже долго жил, и тоже редкие фотографии можно найти без сигары или, в его случае, без бокала коньяка», – отметила Ирина Якутенко.

Гипотезы о старении

Да, есть примеры людей, которые живут существенно дольше среднего. Но прежде, чем понять, почему не все живут, как Жанна Кальман, нужно разобраться – что же такое старение.

«Мы хотим жить долго, но не хотим жить старыми. Жанна Кальман выглядела «немолодо» последние лет 70. А всем бы хотелось выглядеть помоложе. Есть все основания полагать, что это возможно. Сейчас появилась гипотеза, которая говорит о том, что старение – это биологическая программа, которая включается целенаправленно и намеренно для того, чтобы изъять особи, которые потребляют ресурсы, но уже при этом не размножаются», – сказала биолог.
Доказательством того, что старение – это не случайное накопление ошибок, а некая одна или несколько биологических программ, являются династии долгожителей. Это значит, что есть гены, которые немного иначе работают, поэтому организм дольше сопротивляется временным изменениям.

Постепенно стали появляться различные гипотезы, что же это за такие программы, как они включаются.

Первая появилась в 60-е годы прошлого века – теломерная гипотеза. Американец Леонард Хейфлик обнаружил, что любая человеческая клетка (кроме репродуктивных) может пережить только ограниченное число делений — 50-70 раз. После выработки лимита клетка уже не может размножаться, функционирует плохо и в конце концов погибает. Спустя 10 лет советский биолог Алексей Оловников предположил, что причина такого поведения клеток в укорочении концов хромосом (теломер) при каждом делении. Он же опубликовал гипотетический механизм такого укорочения. Через четверть века эта гипотеза была полностью подтверждена американскими исследователями.

«Есть в нашем организме клетки, которые не выключают фермент теломераза – это раковые клетки. Учёные поставили ген активной теломеразы мышкам и смогли увеличить продолжительность их жизни приблизительно на 24 %. Вроде бы результаты многообещающие, но пока только на мышках, потому что с людьми сразу возникает вопрос. Во-первых, мы не можем делать генномодифицированных людей – это запрещено, во-вторых, мы не можем это делать, пока мы не знаем всех подробностей. Потому что теломераза активная – это рак с высокой вероятностью. Поэтому тут пока не всё однозначно», – привела пример Ирина.
Следующая гипотеза апоптоза – это тип клеточной смерти, так называемое клеточное самоубийство. Каждая отдельная клетка, пройдя свой жизненный цикл, должна отмереть и её место должна занять новая. При апоптозе клетка аккуратно саморазбирается на части, и соседние клетки используют её фрагменты в качестве строительного материала. Старение, согласно этой теории – результат того, что в организме гибнет больше клеток, чем рождается, а отмирающие функциональные клетки заменяются соединительной тканью. Идет поиск методов противодействия разрушению клеточных структур свободными радикалами.

Одна из новых – гипотеза гликирования. Она связана с сахаром и с едой. Сахар – вкусно, хорошо, только ведёт к ожирению. Как показывают исследования, сахар, а именно глюкоза, имеет свойство спонтанно присоединяться к белкам и жирам без участия ферментов. Когда вы едите слишком много углеводов, в крови повышается концентрация глюкозы. Организм не успевает утилизировать её всю и она долго «плавает» по кровотоку, и в это время присоединяется к белкам и «портит» их. В результате происходит нарушение структуры белка, липидов и молекул, что приводит к возникновению окислительного стресса. При этом гликирование способно повреждать не только белки и липиды, но и ДНК, что увеличивает риски появления мутаций, приводящих в конечном счёте к различным заболеваниям, в том числе раковым.

ice-cream-cone-1274894_640.jpg

При старении организма окисленные белки начинают постепенно накапливаются в тканях организма. При этом у одних людей при старении они накапливаются раньше, у других позже.

Учеными доказано, что чем выше уровень окисленных белков в организме, тем старше биологический возраст человека и соответственно выше опасность развития сердечно-сосудистых и других патологических заболеваний.

«Раньше думали, что этот процесс может происходить только внутри организма. Выяснилось, что глюкоза может присоединяться к белкам и липидам при термической обработке. К примеру, овощи или мясо на гриле, яблоко в духовке – якобы полезная еда. Но это не так! При термической обработке выше 120 градусов реакция гликирования протекает ещё лучше, чем в организме. Когда вы запекаете картошечку и мяско на гриле – корочка, которая появляется – это конечный продукт гликирования. Исследования показывают, что это тоже вредит. Плюс само по себе употребление жирной, сладкой пищи приводит к возникновению бляшек в сосудах, а они вызывают воспаление, которое провоцирует все те же процессы старения», – отметила биолог.

Итог

Возникает вопрос – что же делать? Есть разные варианты. Одним из способов является ограничение калорийности – снижение количества энергии, которую вы получаете из пищи.

«Меньше, это не значит, что если вы привыкли пить чай с 4 ложками сахара, то теперь надо с тремя. Нет. Речь идёт о радикальном ограничении – на 20-30 % сократить свой рацион. Учёные решили проверить это опять же на мышах. Им удалось продлить жизнь на 30-40 %. Нужны были опыты на обезьянах. И их сделали. На протяжении 20 лет проводили такой эксперимент. У мартышек, которые голодали, увеличилась как средняя, так и максимальная продолжительность жизни. Более того, они выглядят более здоровыми», – рассказала об исследовании собеседница.
Однако провели и второе исследование, и там получились другие результаты, которые говорят о том, что никакого радикального увеличения продолжительности жизни не произошло. Голодающие мартышки просто были чуть здоровее. Эти расхождения говорят о том, что надо ещё работать над «голоданием». Ведь дело не только в том, сколько вы не едите, но и в том, что именно вы едите.

По словам молекулярного биолога, немедикаментозные рекомендации для того, чтобы поддерживать организм долго молодым сводятся к умеренному голоданию.

«Совершенно очевидно, что незачем долго жить, когда ничего нельзя. Грустно. Люди, которые занимаются проблемами старения, пытаются разработать препарат, на это сейчас нацелена вся индустрия. На сегодняшний день не существует такого вещества, которое можно было бы принимать три раза в день и быть уверенным, что ты не постареешь. На самом деле, непохоже, что мы скоро победим проблему. Да, мы уже существенно двинули возраст с 30 до 80 лет, скорее всего и ещё сдвинем на 10 лет. Мы постепенно идём в сторону увеличения жизни. Но 500 лет жить пока не будем», – подытожила Ирина Якутенко.